Дек 04 2022

Заново открывая ирими

Category: Библиотека Евгений @ 09:58

Aïki-Kohaï

Заново открывая ирими

Aïki-Kohaï – статьи, видео, фотографии и интервью об айкидо и боевых искусствах, которые осмеливаются и предлагают начинающие!

 

 

 

 

 

******

«Именно тогда я постепенно понял, что наиболее продвинутые ученики посвящали все свои исследования в практике боевого искусства изучению способов использования тела, наблюдая за такими учителями, как Курода Тецузан, Хироси Тада, Хино Акира, Акузава Минору, Тобин Треджилл, Кристиан Тиссье, Филипп Гранже или Лео Тамаки. В их контакте само движение является одновременно и содержанием, и формой, ирими – это не только шаг вперёд, но и самостоятельный принцип».

Ирими: погружение в тайну перемещения

Внимание: эта статья представляет собой обновленную версию поста, опубликованного весной 2018 года в журнале «Dragon HS Special aikido». Некоторые элементы статьи пересмотрены и исправлены для лучшего понимания читателем.

Не будет неверным сказать, что все мы начинаем практику айкидо с изучения перемещения «ирими». Мы очень быстро начинаем понимать смысл этого движения по прямому значению его названия, а именно по сочетанию двух понятий: «iru», что означает входить, и «mi», обозначающее тело партнера.

Лично я понял, что для выполнения ирими нужно сделать один шаг, выдвигая заднюю ногу вперёд или делая скользящий шаг передней ногой. Это движение не является прямолинейным и иногда адаптируется для того, чтобы выйти из линии атаки партнёра как можно незаметнее, чтобы избежать попадание удара партнёра, при этом чётко захватывая его пространство.

Вначале мы учимся поднимать голову для обретения периферийного восприятия. Хотя мы стоим на ногах с детства, приступая к разучиванию способов перемещений, мы всё же по ошибке наблюдаем за своими ногами, чтобы выполнить что-то элементарное. Я помню, как на этом этапе я медленно осознавал, что ходьба, и приведение в движение моего собственного тела в пространстве приобретает совершенно новый смысл при использовании ирими.

Последнее, как самостоятельное существо, постепенно стало моим первым товарищем по практике. Иногда самодовольным. Иногда противником. Иногда предателем.

Как только эти элементы будут интегрированы в единое целое, появляются первые «невинные» вопросы, которые напомнят нашим учителям несколько забавных воспоминаний:

Какой смысл входить в тело партнера? Почему именно этот вход? И зачем входить?

Чуть позже я узнал от Филиппа Гуттара, что самый простой способ избежать опасности атаки партнера – это как раз находиться внутри опасности. Быть в эпицентре бури. Присутствовать на достаточно коротком расстоянии, чтобы действовать и деконструировать уке с помощью первых технических средств, которые у нас есть.

Зачем входить? Потому что, находясь в центре встречи с партнёром, мы становимся способными повлиять на его будущее. Мы также находимся на расстоянии, на котором мы можем воздействовать на его способность защищать себя, ограничивая её. Итак, я обнаружил, что действие входа лежит в основе ирими, а ирими – в основе айкидо

Однако после первых двух лет обучения я стал представлять себе этот вход как некое обязательное условие, как своего рода формальность. Я, используя элементарную вежливость, присущую практикующим айкидо, пытался сосредоточить свои усилия на технике. Много раз я сталкивался с иллюзиями, когда представлял, что овладеваю своими ногами и своим телом с помощью этого простого «танцевального шага». Многие товарищи по татами, иногда более опытные или нет, оставались, как и я, в преддверии понимания этого движения, где мы вместе фантазировали, в попытках более полного осознания концепции ирими, но при этом испытывали некоторые сомнения в том, что за нашим личным восприятием остаются другие реальности.

Мы по-прежнему прикладывали все свои усилия к технике, пренебрегая остальным, как будто мы использовали отвертку, чтобы установить полку.

Именно тогда я постепенно понял, что другие посвящали все свои исследования в своей практике боевого искусства изучению способов использования тела, наблюдая за такими учителями, как Курода Тецузан, Хироси Тада, Хино Акира, Акузава Минору, Тобин Треджилл, Кристиан Тиссье, Филипп Гранже или Лео Тамаки. В их контакте само движение является одновременно и содержанием, и формой, ирими – это не только шаг вперёд, но и самостоятельный принцип.

Заново открывая ирими

Позвольте мне объяснить: ирими зачастую является одной из тех концепций айкидо которые, как нам кажется, мы хорошо знаем, не понимая их во всех аспектах. Так, например, если говорить о расслаблении в айкидо (или вообще), вы сразу же представите себе концепцию, которую считаете само собой разумеющимся.

Расслабление означает «быть освобожденным»! Однако, давайте не будем забывать, что средний практикующий и, тем более, новичок, конечно же, ассоциирует понятие «расслабление» с информацией его первого уровня. И, когда учитель говорит вам: «расслабься»… то вы становитесь вялым в руке, кисти, шее или ноге, представляя, что движение должно быть выполнено без использования мышечных цепей. Как можно заметить, в действительности, мы путаем [подменяем] расслабление с состоянием обездвиженности тела.

Ещё один, среди других подводных камней, пример, который состоит в том, что от своих учителей вы часто слышите о том, что «в айкидо не используют силу», не так ли? При этом, когда ваш учитель говорит вам, что вы не должны использовать силу, вы сразу же становитесь вялым … Без сомнения, в этот момент мы, впадая в состояние зефирных практиков, воображаем (и я первый) что тело может генерировать силу с нуля, каким-то магическим образом. Мы просто путаем мышечную силу в прямом смысле с силой в действии или передачей энергии.

Возвращаясь к ирими, следует сказать, что он также является первым в длинном списке инструментов нашего искусства, которые мы ошибочно воспринимаем как закрытое или очевидно известное понятие. Шаг есть шаг, поэтому мы идём дальше.

В действительности мы ничего толком не знаем. Такое состояние наших знаний о движении является поверхностным. Элементы этих концепций просто неправильно понимаются по многим причинам, начиная с того, что они переведены и что, делая простой перевод с японского оригинала на английский или французский, мы убираем многие грани, необходимые для глубокого понимания уравнения. Последнее приходит, к сожалению, поздно, с практикой, обменом опытом, исследованиями или наблюдениями.

Так, что касается ирими, поговорки, обычно приписываемые Морихею Уесибе, утверждающие, что «айкидо на 90% состоит из атеми (ударов)», или что «айкидо – это только атеми и ирими», также неверно истолкованы. Многие эксперты, гораздо более компетентные, чем ваш покорный слуга, также согласны с этим анализом (чтобы начать, как и я, с этой исследовательской темы, я приглашаю вас, в частности, обратиться к статье Эллиса Амдура от 22 августа 2012г., озаглавленной «Ирими», для «Аikidojournal» и книги «Скрытые на виду»).

Ирими может быть фактически атеми с того момента, когда посредством перемещения мы сможем воздействовать на структуру партнёра. Ирими – это действие, а не инструмент. Ирими – это такой же «тай сабаки» (перемещение тела), как и принцип развития внутренней силы. Перенос тела – это передача силы, которая может привести к захвату, технике и даже удару рукой или ногой по любой заданной точки тела, куда эта сила затем переносится. Таким образом, ирими – это «хорошо входить в тело партнёра», занимая его пространство, и вмешательство в его центральную линию и, прежде всего, путем его разрушения в любой позиции во время движения.

На самом деле ирими – это скорее «разрез телом», напоминающий движение кен-дзюцу, как кири отоси из школы Итто-рю (очень близкой к дайто-рю и айкидо), чем естественное движение или контратака.

Скажем прямо, поэтому эта работа над ирими часто ускользает от большинства практикующих. С помощью практики мы, несомненно, довольно быстро понимаем, что «некоторые вещи работают» при правильном размещении или при правильном времени, что выполнение техника просто облегчается, однако, зачастую, не понимая, почему. Передача «прозрачной» силы при перемещении потребует совершенно другого уровня работы, чем просто выполнение того очевидного шага вперёд, о котором мы говорили изначально. Это долгосрочное исследование, которое мы, однако, не можем начать, не открыв заново для себя этот другой смысл ирими и его следствия. Это также означает изучение обучения тела через его движения, перенос веса, внутреннюю структуру, различные принципы использования скелета, неиспользования антагонистов и тонкого использования мышечного напряжения и гравитации.

Ирими через тело айки

Изучая принцип ирими на протяжении многих лет, я по-прежнему новичок в понимании его внутренней стороны. По этому поводу многочисленные свидетельства учителей Хомбу додзё указывают на то, что, хотя Морихей Уесиба лично занимался внутренним развитием, официально он не преподавал эту тему. Таким образом, можно сделать вывод, что мы должны искать другие скрытые ответы для себя, как в учении О-сенсея, так и в учении его учителей и учеников, но также и в изучении других корю, в частности, в дисциплинах «родственных» айкидо.

Это утверждение очень разочаровывает новичка. Мы всё ещё думаем, что наши учителя знают, как ответить на всё. Однако я оценил это как возможность взять в свои руки важное следствие нашей повседневной практики. Таким образом, мы обнаруживаем множество возможностей по мере прохождения стажировок, встреч, учебы, наблюдения и различных чтений по боевым искусствам.

На этом пути я, мало-помалу, понял, что необходимо иметь солидную подготовку (которой у меня пока нет), прежде чем постигать внутренние аспекты такой дисциплины, как айкидо. С другой стороны, важно понимать, что чисто технический аспект нашего искусства и внутреннее развитие нашего тела – это два разных пути. Практикующий может потратить тридцать лет на изучение техники или принципа, не зная, как развить внутреннюю силу ирими. С другой стороны, правильно направляемый и мотивированный ученик может начать мыслить в двух или трёх измерениях уже с ранних лет.

Таким образом, ирими мог бы также оставаться ad vitam aeternam, что не является вечно бессмысленным шагом, если бы не работа «тело айки», о которой я впервые услышал при контакте с Филиппом Гранже и при свете работ Эллиса Амдура, а затем и работы Тацуо Кимуры « прозрачная сила». Принцип Айки, точно повторяющий слова Филиппа Гранже в интервью на эту тему, – это « концепция, которая включает в себя использование различных областей, таких как военная стратегия, биомеханика, нейрофизиология и психология, для нейтрализации агрессии. » По определению, создание тела Айки (aïki no rentai, тела, подготовленного для использования этого принципа и его следствий) – это работа, выходящая за рамки чистой техники, требующая развития тела и шлифовки различных навыков и чувств, таких как передача силы, нейтральность тела или даже другие. чтение намерения.

Ирими, таким образом, также может оставаться вечной проблемой, лишённой смысла, если не начать работать над «телом Айки», о котором я впервые услышал через Филиппа Гранже и в свете работ Эллиса Амдура, а затем книги Тацуо Кимуры «Прозрачная сила». Принцип айки, цитируя Филиппа Гранже в интервью на эту тему, – это «концепция, включающая использование различных областей, таких как боевая стратегия, биомеханика, нейрофизиология и психология, для нейтрализации агрессии». По определению, создание тела айки (айки но рентай, тело, приспособленное для использования этого принципа и его следствий) – это работа за пределами чистой техники, требующая развития тела и оттачивания чувствительности и различных навыков, таких как передача силы, нейтральность тела или чтение намерения.

Зачем конкретно упоминать работу тела айки по поводу перемещения ирими, скажете вы мне? Потому что все эти элементы конструкции тесно связаны между собой, как видно из книги Кейсецу Есимару «Айкидо-но Оги», посвященной учению Юкиеси Сагавы (ученика Сокаку Такэда и учителя Дайто-рю айки-дзю-дзюцу, основной дисциплины айкидо). Действительно, в составленных Сагавой сенсеем заметках о развитии тела айки представлено большое количество упражнений, тесно связанных с нейтральностью тела, чтением намерения, связью с партнёром, но особенно с перемещением тела в пространстве. Большинство из этих перемещений, конечно, включают в себя обычные, внешне простые движения, такие как ирими-тенкан (например, через тай-но хенку или хенко в соответствии с различными используемыми терминологиями), невинными и подразумеваемыми способами построения тела айки.

Несмотря на то, что «методология» Дайто-рю айки-дзю-дзюцу Сагавы сенсея принадлежит только ему (или его школе) и ей очень трудно найти применение в айкидо, легко понять, что ирими – это тонкое движение, лежащее в основе совокупности тонких принципов. Независимо от того, считает ли кто-то, что между учением Сокаку Такэды и учением Морихэя Уесибы существует разрыв, или, как я лично считаю, что этот откровенный разрыв произошёл позже, факты налицо: происхождение ирими сложно и вовсе не сводится к чистому перемещению с целью захвата инициативы во время обмена.

Таким образом, здесь открывается бесконечная площадка для овладения качеством движения, чтобы «войти» в тело партнёра, овладеть им и действовать на более сложном уровне утонченности, чем на том, когда в него внезапно врезаются чтобы воздействовать на его центр тяжести, используя чисто технические и атлетические способности.

На этом этапе нашего анализа, надеюсь, я наконец-то приоткрыл дверь вашему любопытству. Я не претендую на то, чтобы рассказать вам «как» продолжать обучение (как я могу?), но просто объясняю, почему важно проводить углубленную работу, не ограничиваясь изучением технического каталога.

Остается только пожелать вам удачных поисков сокровищ. И, конечно, быть осторожным с кажущимися естественными жестами и якобы приобретенными знаниями.

Aïki-Kohaï

декабрь 2019г.

http://aiki-kohai.over-blog.com/2020/01/irimi-dans-le-secret-du-deplacement.html

******

Comments (0)

Оставьте мнение: