У. Муромото
Ма-ай – это очень много переменных
Уэйн Муромото является издателем «Furyu: the Budo Journal» и «Furyu Online».
Он начал заниматься боевыми искусствами около двадцати пяти лет назад и провёл несколько лет, изучая Урасэнке чаною (чайную церемонию) и различные боевые искусства в Японии. Он является прямым учеником Оно Йотаро, директора Битчу-ден Такеучи-рю и имеет ранг йондана (шихандай или официального представителя-инструктора по старой системе), а также чу-мокуроку в этой школе. Он также является учеником Омори Масо в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю иай-дзюцу.
У. Муромото имеет опыт в самых разнообразных боевых искусствах, включая дзюдо, айкидо, карате-до, тай-чи-цюань, дзё-до и кен-до, и имеет звание сандан от Федерации Дзен Нихон кендо в иайдо. В настоящее время он является активным лидером Гавайского клуба боевых искусств.
У. Муромото имеет степень магистра изящных искусств Гавайского университета и степень бакалавра японской литературы и языка. Он является преподавателем искусств и заведующим программой изобразительного искусства в Средне-Тихоокеанском институте.
******
«Специализация в спортивных единоборствах может привести к узкому пониманию ма-ай».
Текучее пространство в будо
В будо, как и в других физических упражнениях, решающее значение имеют взаимосвязанные факторы пространства и времени (ритм и время). В японском языке термин, обозначающий «пространство» между объектами и противниками, – «ма», а иероглиф может также произноситься как «аида», то есть «между». Это пространство «между» вами и вашим противником, пустое поле, которое определяет потенциал атаки и защиты, ма-ай (пространство «встречи»). Однако, как и в музыке, «пустое пространство» между нотами или оппонентами не является «пустым» в том смысле, что там ничего нет. Там есть потенциал. Есть полнота. Пустота необходима для полноты. Промежутки между отдельными нотами создают песню, её напряжение и мелодию. Пространство между противниками определяет поле, на котором они сражаются, и побеждает тот, кто лучше всего контролирует пространство (и время).
Понимание ма-ай (правильного дистанцирования) важно, но многие мастера боевых искусств даже высокого уровня в своём конкретном искусстве не знают об этом за пределами своей конкретной специализации. Хуже того, тренировки на основе ката (особенно когда они проводятся индивидуально, как например, в карате и иайдо) могут сделать человека невежественным в отношении правильного ма-ай.
Я подумал об этом прошлой ночью, когда наблюдал, как мои ученики иай выполняют свои ката, и я почувствовал, что они не думают о том, что они на самом деле делают. Они просто выполняли движения, как автоматы. Я заставил их отложить в сторону свои металлические мечи, взять деревянные мечи и разделиться на пары. Один человек выполнял первую форму, например, поднимался из сэйза и наносил горизонтальный удар по своему партнеру, который сидел в пяти футах от него, держа деревянный меч вертикально перед собой. Замысел заключался в том, чтобы нанести удар примерно на уровне виска партнера, т.е. его голова находилась на расстоянии бокена.
С первой попытки большинство из них промахнулись. После этого они должны были скользить вперёд, в то время как их партнёр отступал назад, и, подняв двумя руками свой бокен чуть выше макушки головы, нанести удар вниз по голове партнёра. Некоторые из них промахнулись, недостаточно продвинувшись вперёд, другие промахнулись и ударили по горизонтальному бокену нижним краем своего деревянного клинка.
Мы выполнили первые четыре ката, и результаты были почти такими же плохими. Они не были внимательны в своих индивидуальных упражнениях ката, и это проявилось, когда они попытались выполнить формы против реальной цели на определенном расстоянии.
Сила «свободной формы» или «спарринга» в некоторых боевых искусствах заключается в том, что, работая с партнёром в плавном, постоянно меняющемся упражнении, вы можете научиться автоматически приспосабливаться ко времени и пространству противника, в отличие от того, что может произойти в таких индивидуальных тренировках на основе ката, как описано выше. И, чтобы я не описывал иайдо и карате-до слишком широко, именно поэтому в карате-до есть формы кумитэ и свободные спарринги, а также парные бокен-ката в нашем стиле иа. Постоянно занимаясь чем-то в одиночку, вы можете выглядеть великолепно, но всё идёт прахом, если вы не знаете о правильном дистанцировании.
Однако специализация, например, в спортивных единоборствах, также может привести к узкому пониманию ма-ай. Например, ма-ай, с которой будет комфортно действовать дзюдоисту, – это в первую очередь захват противника стоя или захват лёжа. Это очень близкий ма-ай. Поставьте дзюдоиста на дистанцию, удобную для каратеки, и дзюдоист почувствует себя некомфортно, не в своей тарелке, и попытается быстро сократить разрыв. И наоборот, уложите каратиста на землю, прижимая ги к ги, и многие могут запаниковать из-за незнания и непривычки к этой дистанции боя.
В современных комплексных единоборствах, таких как ММА, где разрешены кулачные, ударные и захватные элементы, умение приспосабливаться к различным дистанциям, является, пожалуй, более очевидной частью тренировок.
Проблема здесь, однако, заключается в том, что понимает современная самооборона и классическая боевая подготовка: осознания дистанции между схватками и ударами руками и ногами недостаточно. Что, если у нападавшего есть оружие? Это совершенно другой ма-ай.
Есть статья, которую Диана Скосс из «Koryu Books» написала о том, как женщина тренируется в корю будо. Она прокомментировала, что даже после многих лет занятий айкидо она никогда не понимала май-ай очень хорошо, пока не начала работать с оружием в корю. Затем внезапно ей пришлось иметь дело с противниками, которые нападали на неё с короткими посохами, длинными посохами, нагинатой, копьями, мечами и всевозможным оружием, длинным и коротким.
Такая подготовка дала ей глубокое понимание эластичной, изменчивой природы ма-ай, зависящей от ситуации, нападающего, угла и оружия.
Вот почему, я подозреваю, что окинавское карате и айкидо включали в свою учебную программу какое-то обучение владению оружием. Даже в Кодокан-дзюдо было оружие, но от него отказались, поскольку оно превратилось в более специализированный вид спорта и в меньшей степени в боевую систему. Если вы не выйдете из своей зоны комфорта в ма-ай, вы не поймете правильного дистанцирования. Так что это, в некотором смысле, аргумент в пользу изучения оружия, если вы в первую очередь грэпплер или панчер-кикер.
В классических системах существуют различные термины для объяснения ма-ай. Наиболее распространенными являются три различных термина то-ма, ичи-ма и чика-ма для обозначения трёх основных дистанций.
В зависимости от оружия (или его отсутствия), то-ма – это когда расстояние слишком велико (то – от слова «далеко», то-и) для вас или противника, чтобы нанести удар, если вы не предпримете шаги, чтобы сократить разрыв. Хотя вы можете начать атаковать врага на таком расстоянии, однако вам будет нелегко нанести удар.
Чика-ма – это когда вы находитесь слишком близко, чтобы произвести правильную атаку в своем стиле или использовать своё оружие. Например, то, что может быть в самый раз для борцов (кожа к коже на земле), является чика-ма для фехтовальщиков, которым нужно достаточно пространства между ними для замаха и нанесения удара его длинным мечом.
Учи-ма – идеальная дистанция для удара. Для фехтовальщиков (а эти три термина происходят в основном от систем владения клинком) учи-ма – это когда вы можете сделать всего один шаг вперёд и нанести удар своему противнику. При использовании меча самая острая режущая часть лезвия, первая треть на кончике, поразит противника. Если в противника попадают две нижние трети меча, вы находитесь слишком близко к нему.
Учи-ма – опасная ситуация, потому что, если вы можете ударить противника, противник также может ударить вас. Таким образом, вы должны свести это на нет, нанеся быстрый удар до того, как противник сможет нанести удар, уйдя с дистанции или попытавшись выполнить тактический манёвр, уловку или изменить угол, чтобы противнику было трудно нанести вам удар, в то время как вы можете нанести удар по противнику по желанию.
В одной школе, где я учился, правильная дистанция удара описывается как иссоку-иттоу, или один шаг, один удар. Другими словами, эффективная боевая дистанция атаки – это когда вы можете сделать один шаг и нанести немедленный удар.
Проблема с ма-ай заключается в том, что в её составе существует очень много переменных. Не только с точки зрения вооружения, но и с точки зрения ритма и времени, углов атаки и расположения атакующего и вас. Всё это повлияет на надлежащий ма-ай. Пространство и время не являются отдельными сущностями. Они взаимодействуют друг с другом.
Вместе с обсуждением физической тактики обращения с пространством, мы также не можем забывать о ментальной/психологической и психической составляющей дистанции. В эзотерических доктринах в некоторых школах меча, даже находясь на большой дистанции, у вас есть своего рода ментальная учи-ма; то есть, вы можете быть слишком далеко для быстрого удара мечом, но если ваш дух и энергия достаточно сильны, вы уже можете атаковать противника.
Я не говорю о раздутом притворстве многих мастеров «ки» или «чи», которые утверждают, что могут вырубить кого-то взмахом руки. Такие заявления, насколько я видел на видео на youtube, обычно оказываются больше групповым гипнозом и силой внушения, чем реальным боевым мастерством. Я говорю о сосредоточенности и настрое, которые могут подавить боевой дух противника на расстоянии. …Что-то вроде психологического воздействия на противника ещё до того, как ты начнёшь бой.
Подумайте об этом так: согласно вымышленному рассказу фехтовальщика Миямото Мусаси, Мусаси уже атаковал своего заклятого врага Сасаки Кодзиро ещё до того, как их мечи встретились на Ганрюдзиме. Кодзиро, раздраженный опозданием Мусаси, выхватил свой меч и в отчаянии отбросил ножны, крича на Мусаси за опоздание на смертельный поединок.
Мусаси просто улыбнулся и сказал: «Ты уже проиграл, Кодзиро».
Кодзиро потребовал объяснить, что имел в виду Мусаси, и Мусаси спокойно сказал: «Только тот, кто знает, что он никогда не доживёт до того, чтобы вложить свой меч обратно в ножны, выбросит их».
Это привело Кодзиро в ещё большую ярость, и он бросился на Мусаси, отбросив все стратегии и схемы. Мусаси вывел Кодзиро из равновесия, ударив его на расстоянии, используя психологию. Мусаси знал, что, хотя он всё ещё был слишком далеко, чтобы нанести Кодзиро физический удар, он мог использовать свои уловки, чтобы нанести удар по психическому состоянию Кодзиро.
Это приводит к более эзотерическим концепциям, о которых разные классические рюха будут говорить по-разному, основываясь на своих собственных теориях и подходах к бою.
декабрь 2011г.
https://classicbudoka.wordpress.com/2011/12/12/44-ma-fluid-space-in-budo/