Л. Тамаки
Действия адепта боевых искусств рождаются из освобождения фонового напряжения
Лео Тамаки стоит у истоков создания первого Айки-Тайкай и НАМТ. Он один из постоянных авторов журнала Dragon, и многие знают его по его колонкам и исключительным интервью, которые он брал у величайших мастеров будо. Однако мало кто из вас знает, что Л. Тамаки также является одним из самых талантливых практиков своего поколения.
******
«В боевых традициях развилось использование тела, при котором движения адепта являются результатом не сокращения, а расслабления. …Техника буси основана не на спортивных качествах, а на максимальной эффективности минимального жеста».
Расслабление, лежащее в основе практики Тамуры сенсея
Расслабление – один из Граалей боевых искусств. Принцип, который все школы должны развивать в своих последователях. Более или менее важный в зависимости от дисциплины и связанный с иногда разными, концепциями, он был фундаментальным понятием в практике айкидо Тамуры сенсея.
В чем смысл расслабления?
Из всех физических способностей расслабление является наиболее важным для адепта боевых искусств, поскольку только оно позволяет достичь трёх основных целей, ведущих к боевой эффективности:
-удалить сигнал о начале атаки;
-воспринимать действия своего противника;
-экономия энергии.
Удалить сигнал о начале атаки
Первая необходимость в бою – действовать незаметно. Это своего рода поиск «невидимого» жеста. Сделанный таким образом жест будет практически невозможно остановить противнику. В боевой практике такой жест включает в себя несколько сложных процессов. Я опишу здесь только самое основное, что прекрасно подчёркивает необходимость использования расслабления.
Когда обычный человек совершает жест, он делает это, напрягая мышцы. Чтобы подчеркнуть эффективность сокращения мышц, он обычно использует расслабление в качестве предварительного шага. Типичным примером этого процесса является действие тяжелоатлета, расслабляющего мышцы в момент, предшествующий совершению максимального усилия. Очевидно, что, какой бы ни была развитая сила, такое движение не представляет интереса для боевой практики, поскольку оно настолько заметно. Напротив, действия адепта рождаются из расслабления. Поскольку расслабление не требует никакой подготовки, его жест является немедленным и, по сути, очень сложным для восприятия.
Воспринимать действия противника
Если маскировка своих движений является необходимым элементом практики боевых искусств, то захват движений противника является ее естественной противоположностью. Эта способность позволяет мастеру уничтожить любой ход противника до его развития или направить его в свою пользу. Это действие также является результатом нескольких физических и психических процессов. Одним из них, важнейшим, является способность воспринимать с помощью нашего тела. Эта способность неразрывно связана с расслаблением.
Как правило, мужчины воспринимают движения только тогда, когда они «бурные» и уже подходят к своему завершению. Восприятие жеста, когда он подходит к концу, по сути, означает судорогу от пропущенного удара кулаком, но если это удар мечом – смерть. Поэтому адепт боевых искусств должен развить в себе способность чувствовать малейшее действие противника даже в момент его начала. В переносном смысле это соответствует тому, чтобы быть более чувствительным, чем лист, который колышется при малейшем дуновении ветра. Для того чтобы иметь возможность делать это, необходимо держать тело в состоянии расслабления, любое чрезмерное напряжение притягивает ум, как магнит, и не позволяет ему быть везде, чутко реагируя на малейшие изменения внешней обстановки. Сегодня наука подтверждает факт, эмпирически понятый буси уже много веков назад, поскольку последние исследования показали, что сильное сокращение мышц снижает чувствительность того, кто его выполняет.
Экономия энергии
«Сэй рёку дзэн ё», наилучшее использование энергии, – принцип, общий для всех боевых искусств, сформулированный Дзигоро Кано. Однако сегодня мастера боевых искусств стараются не столько лучше использовать свою энергию, сколько развивать её так же, как и спортсмены, увеличивая свои физические возможности, мышечную массу, выносливость… Здесь, даже больше, чем в предыдущих процессах, секретом эффективности является расслабление.
Боевая практика возникла в условиях, когда у её адепта были высокие шансы оказаться в ситуациях, граничащих со смертью. Раненый, столкнувшись с превосходящими по численности противниками, более молодыми, лучше вооруженными, буси в каждый момент мог рассчитывать только на изощренность своего искусства. Техника, основанная не на спортивных качествах, а на максимальной эффективности минимального жеста. Мастерство, которое позволяло ему сражаться с рассвета до заката в доспехах, вес которых был почти равен весу его тела.
Как мы видели выше, жесты обычного человека возникают в результате сокращения мышц. Каждое действие сжигает энергию и создает отходы, в основном в виде молочной кислоты. Такое использование тела предполагает использовать большие силы в течение коротких периодов времени или ограниченные силы в течение более длительного времени. Это является режимом недостаточных возможностей, когда речь идёт о том, чтобы оставаться мобильным, выдерживая большую нагрузку в течение нескольких часов. Вот почему в боевых традициях развилось использование тела, при котором движения адепта являются результатом не сокращения, а расслабления.
Как найти и использовать расслабление?
Не путайте слабое с расслабленным
Основное определение слабины – это уменьшение натяжения. В традиционной же практике боевых искусств расслабление, это активное явление, позволяющее создавать движения с минимально возможной энергией. Однако слишком часто расслабление путают с вялостью. Например, практикующие, которых просят расслабить руку, обычно снимают всё мышечное напряжение с конечности, перед тем как сократить её в начале движения. Это средство хуже зла, так как действие, осуществляемое таким образом, одновременно ощутимо, резко и ведёт к удару по айте. Если, как мы видели, этот тип движения, используемый в спорте, эффективен для развития грубой силы, то это противоположно цели боевой практики, которая стремится быть эффективной наиболее экономичным способом, оставаясь при этом незамеченной.
Легкое и постоянное общее напряжение
Для того чтобы создать движение через расслабление, необходимо поддерживать незаметное напряжение во всём теле. Именно тогда за счёт крошечного ослабления [расслабление=освобождение; освобождение от излишнего напряжения] этих крошечных напряжений рождаются движения.
Это очень сложный момент по двум причинам. С одной стороны, потому что сильное напряжение истощит тело и замедлит его движения. С другой стороны, поскольку сознание ограничено, оно не сможет выполнять это действие целостно, позволяя напрягать только те части, о которых оно «думает». Это работа, которая должна основываться на общем ощущении тела. Здесь мы подходим к одному из тех моментов, когда «техническая» работа требует изменения состояния ума, чтобы добиться изменения использования тела. Один из тех моментов, когда практика, в гораздо большей степени, чем философские рассуждения, приводит нас к другому состоянию бытия.
Как освобождение проявилось в учении Тамуры сенсея?
Расслабление было центральным элементом в практике Тамуры сенсея. Именно оно делало его жесты незаметными, быстрыми и эффективными, несмотря на груз лет.
В области боевой практики, даже если интеллектуально можно представить себе определенные концепции, ясно, что только опыт позволяет нам действительно «познать» и развивать какое-либо ноу-хау. В мире, где секретность была в порядке вещей, очевидно, что главное и существенное невидимо. Если технические формы и были важны, то не из-за неуязвимости какой-то последовательности движений или неуязвимости той или иной позиции, а из-за того, что они позволяли практикующему развиваться. Повторение внешних форм без знания ключей представляло и продолжает представлять весьма ограниченный интерес. Один из самых важных ключей – расслабление. Именно поэтому Тамура сенсей, вместо того чтобы говорить о технике, все свои занятия и семинары посвящал тому, чтобы привести учеников в чувство, иногда атакуя их, иногда применяя техники. В его учении, именно когда он схватил нас, требование освобождения [от напряжения] было самым важным.
Кагами, зеркало
Зеркало, кагами, является одним из трёх сокровищ религии синто, наряду с драгоценным камнем и мечом. Его религиозная символика сочетается с духовным и техническим смыслом. Когда Тамура сенсей схватывал нас, он делал не что иное, как протягивал нам зеркало. Зеркало было таким же безжалостным, как и его легкая хватка, где любой след напряжения, желания, немедленно вызывал ответную реакцию. Бесстрастный и невозмутимый Тамура сенсей, просто отсылал нас к нашим недостаткам, чтобы мы смогли столкнуться и увидеть свои несовершенства. Образ, который часто трудно принять, и действие, которое некоторые, не понимая его цели, иногда называют обманом.
Тамура сенсей подходил к ученику с атакой не для того, чтобы измерить правильность выполняемой им формы, а для того, чтобы оценить её содержание. Идеальной имитации его жестов в отношении углов, направлений и расстояний ни в коем случае не было достаточно, чтобы он позволил вам выполнить технику, если в нём оставалось хоть малейшее напряжение. А сила и скорость ничего не меняли в игре, так как их использование делало действия легко ощутимыми и заметными.
К сожалению, очень немногие, похоже, понимали эту работу, и всегда было грустно видеть, как они с пинками и ударами бросаются вперёд, натыкаясь на старика хрупкого телосложения. Однажды, без сомнения, одному из них удавалось выполнить технику, возможно, в ущерб физической целостности сенсея. Тогда этот успех, как ни парадоксально, становился окончательным доказательством непонимания его учения.
Когда человек был им схвачен, не нужно было прилагать усилия, отнимать силы, чтобы снова их приложить, торопиться. Нужно было чувствовать, пытаться осознать при каждой попытке ошибку, которую совершил. Остановиться после удара по тому, кто нас хватает, с точки зрения боя, означает остановиться после того, как нас разрезали. Даже если наши действия не могут достичь своей цели, мы должны изменить их ход, чтобы нас не прервали, когда мы это осознаем. Именно тогда в выполнении техники не будет никаких столкновений…
Спортивное и боевое расслабления – две диаметрально противоположные концепции
Использование тела обычного человека ничем не отличается от использования тела спортсмена. Это лишь вопрос степени. Спортсмен, по сути, делает то же самое, что и любой другой обычный человек. Он просто подверг своё тело интенсивной тренировке, которая позволяет ему делать это лучше и дольше. Часто намного лучше и дольше. Это замечательная работа, требующая больших усилий и самопожертвования, которые мы часто не осознаем, наблюдая за развитием этих современных героев. Но, по своей сути, это иной вид работы, чем у мастера боевых искусств.
В современном спорте принято использовать термин «релакс», расслабление. Но использование релаксации часто противоположно тому, к чему стремятся в боевой практике. Как мы уже видели, когда спортсмен расслабляется, это обычно тот момент, то действие, когда он снимает всё возможное напряжение со своего тела, что, вслед за этим, позволяет ему произвести максимальное сокращение мышечных волокон. Именно это сокращение лежит в основе эффективности его жестов [именно это он и тренирует].
В боевых искусствах использование релаксации [расслабления] противоположно, движение [сокращение] выполняется не после, а одновременно с релаксацией, так как оно порождается ею. В этом духе проекция [результат действия], например, будет результатом не силы, а вакуума, исчезновения, удаления. В японском языке, говоря об релаксации/освобождении, мы обычно используем выражение «чикара во нуку», что значит «убрать силу», которое точно описывает желаемое действие и чётко передает это понятие удаления.
Для достижения оптимальной производительности спортсмен добавляет. Он стремится набрать мышечную массу, развить скорость сокращения своих волокон, свою силу, свою выносливость. И адепт боевой практики также может достичь большой эффективности, используя эти средства. Но если он выберет этот путь, его эффективность, как и пик спортсмена, будет кратковременной. Вскоре он столкнется с более молодыми и сильными людьми. В не столь отдаленные времена продолжительность его жизни была весьма недолгой…
Основные военные школы Японии были созданы в то время, когда буси, возможно, приходилось носить доспехи. Эта сбруя, которая часто весила около сорока килограммов, не должна была мешать воину эффективно сражаться, иногда с утра до ночи. Вероятно, сегодня существует лишь горстка спортсменов, которые даже на пике своей физической формы, были бы способны двигаться часами с такой нагрузкой. Самураи же должны были быть способны на это с риском для своей жизни, младшим часто было только тринадцать лет, старшим – иногда за шестьдесят. Поэтому в тех условиях невозможно было полагаться на спортивные качества…
Приоритетом номер один для человека является его выживание. Нет другой цели, которая была бы столь же могущественной. Перед лицом смерти человек способен на феноменальные подвиги. Как в данный момент, так и в течение долгого времени. И именно в течение долгого времени, ежедневно сталкиваясь с мыслью о смерти, буси разрабатывали боевые практики. Давайте не будем упускать из виду богатство такого сокровища, выбрав быструю, но мимолетную эффективность.
Принятие своего отражения
Для достижения своих результатов спортсмен стремится развить сверхчеловеческое тело. Будока изменяет использование своего тела таким образом, что он может выполнять сверхчеловеческие действия своим обычным телом. Одним из ключей к такому использованию тела является расслабление. Это расслабление лежало в основе учения мастера Тамуры.
Давайте наберемся смелости и посмотрим на своё отражение, которое сенсей поднес нам как в зеркале. Только увидев свои недостатки, мы получаем шанс их исправить. Изменяя то, как мы используем своё тело, мы изменяем своё сознание. Исправляя свою технику, мы шлифуем своё сердце. Только таким образом айкидо станет не просто боевой техникой, а мисоги [очищение = удаление лишнего, ненужного в данный момент фонового напряжения].
(Фото Марка Ле Тиссье)
Спасибо сенсей за то, что ты был моим зеркалом.
«Айкидо – это путь, который позволяет раскрыть себя и построить себя как человеческое существо, чтобы жить полной и счастливой жизнью».
Тамура Нобуеси
март 2012г.
https://www.leotamaki.com/article-relachement-au-coeur-de-la-pratique-de-tamura-sensei-102453315.html