К. Дэвис
Когда он будет развит, вы не захотите выполнять свои техники без него
Крис Дэвис, основатель системы «Боевое тело» в практике бразильского джиу-джитсу.
Эта система, опираясь в своём методологическом подходе на традиции, не оставляет без внимания современные методы тренировок. Основное внимание в ней уделяется базовым универсальным качествам, делающим эффективными техники всех других боевых искусств. «Боевое тело» – это основа, с которой можно подходить к методам тренировки в самых различных боевых искусствах.
Любой метод тренировки в каком-либо виде боевого искусства можно рассматривать глазами концепции «Боевого тела», позволяющей экспериментировать со своей индивидуальной практикой и наслаждаться своим развитием.
******
«Учитывая анатомическую информацию, можно подумать, что рабочий центр – это просто то, что есть у каждого. Однако большинство людей не только совершенно не знают о мышцах и тканях, образующих центр, и о том, как ими манипулировать, но и вообще не развили контроль или связи в этой области.
…Возможно, наиболее развитые и утонченные техники для развития активного центра можно найти в боевых традициях, которые известны как «внутренние искусства».
Рабочий центр
В предыдущей статье я описал важность центральной точки. Эта точка, когда она неподвижна по отношению к тканям и структурам вокруг нее, позволяет телу вращаться таким образом, чтобы уменьшить поступающие силы. Но, как только мы выработаем наше представление о центральной точке и нашу способность использовать ее, мы можем перейти к более глубокой тренировке этой обобщённой области тела. Это дальнейшее исследование направлено на развитие того, что я называю «рабочим центром», области тела, которая была предметом и фокусом многих методов развития боевых искусств на протяжении всей истории.
Что такое рабочий центр?
Центр тела, используемый в практике боевых искусств, обычно расположен в нижней части живота. Иногда его называют центром тяжести тела, иногда резервуаром «энергии», иногда центральной точкой, иногда физическим центром при измерении от наших конечностей. Тем не менее, очень полезная идея для этой области тела заключается в том, что она является узлом или связующим звеном многих тканевых цепочек, линий связи или координации, которые проходят по всему телу. Таким образом, движение здесь будет оказывать влияние на всё тело, что, как мы увидим позже в этой статье, может быть очень полезно для мастера боевых искусств.
В своих предыдущих статьях на тему «Связное тело» я описал основные линии тела и их роль в движении. В этих статьях я упоминал, что эти линии соединяются на уровне нижней части живота и что это место соединения важно для развития боевого тела. В этой статье мы рассмотрим этот узел, а также активные компоненты этой области тела, то, как они развиваются и, в конечном счёте, как их использовать в практике боевых искусств.
Анатомия нижней части живота
Центр боевых искусств, известный как нижний «даньтянь», «тандэн» или «хара», определяется по-разному в зависимости от традиции. Однако, в своё время, изучая различные боевые искусства, которые сосредоточены на этой области, я могу с уверенностью сказать, что среди адептов часто нет единого мнения о том, какое определение является наиболее важным. Поэтому важно сразу же подчеркнуть, что определения и информация, приведенные в данной статье, являются лишь теми, которые лично я счёл полезными.
Рабочий центр в основном состоит из физических тканей, расположенных в нижней части живота и вокруг неё. При развитии эти ткани могут ощущаться как «шар» в нижней части живота, и их манипуляции могут вызывать ощущение и физический вид катящегося или вращающегося шара. Конечно, многие врачи вскрывали животы людей, и ни один из них не обнаружил там никакого шара, так что, должно быть, этот эффект производит что-то ещё. Это что-то ещё – мышцы и связанные с ними ткани этой области и давление, которое их взаимодействие создаёт в области, которую они окружают.
Некоторые путают центр с «ядром», как его называют в мире силовых упражнений и тренировок, однако это не соответствует действительности, если смотреть на задействованные ткани и то, как они используются. Краткое описание мышц и связанных с ними сухожилий/соединительных тканей здесь в значительной степени является интеллектуальным упражнением. Полезно знать, что это за структуры, но в равной степени мы не должны слишком зацикливаться на них.
Вкратце опишем их (опуская некоторые более мелкие мышцы и ткани)
Большая и малая поясничная мышца, квадратная мышца поясницы, подвздошные кости, периформная мышца, мышцы тазовой диафрагмы и тазового дна, внутренние косые мышцы, поперечная мышца живота, наружные косые мышцы, прямая мышца живота, диафрагма.
Как вы можете видеть, эти ткани представляют собой полную герметизацию нижней части брюшной полости, и именно эта полная, всесторонняя поддержка вполне может создать эффект «шара». На самом деле, сама полость также чрезвычайно важна для развития рабочего центра. Именно в этом пространстве мы можем определить, например, центральную точку вращения. Кроме того, именно здесь изменения давления, создаваемые посредством манипуляций с тканями вокруг полости, создают механическое преимущество и могут развивать различные мышцы, которых касается или на которые воздействует изменение давления.
Связь с остальной частью тела
Однако отдельные мышцы, которые я выделил выше, являются лишь частью центра, и на самом деле, взятые отдельно, они не особенно много значат для практикующего. Вместо этого действительно важно то, как эти различные мышцы и связанные с ними соединительные ткани координируют свои действия друг с другом и с остальной частью тела. Именно эта координация создаёт впечатление «вращающегося шара», когда вы кладете руки на живот человека с продвинутым развитием. Однако это ощущение – не более чем забавное маленькое отвлечение от истинной цели вращения центра, чтобы стимулировать движение.
Мышцы этой области расположены таким образом, что они заполняют тазовую впадину, огибают бока тела, переднюю и заднюю части и проходят через верхнюю часть брюшной полости. Также благодаря тренировке они координируются и соединяются с остальными частями тела, так что при их растяжении или затягивании эффект возникает в дистальных точках, казалось бы, отдельных от них.
Например, диагональные мышцы, используемые при косом или диагональном вращении центра, расположены таким образом, что они соединяются с некоторыми из основных мышц спины и передней части тела, от трапециевидной мышцы, широчайшей мышцы спины, супинаторов и пронаторов рук, большой и малой грудных мышц и т.д. Это относится ко всем тканям в этой области, и, активируя их, мы можем создавать горизонтальные, вертикальные или диагональные действия.
Эти связи между группами мышц/соединительных тканей в нижней части живота и остальным телом могут быть расширены до буквального соединения пальцев ног с пальцами рук. Благодаря тренировке связи через центр ощущение связи тела становится чрезвычайно ясным и реальным. Известное высказывание из тайцзи гласит: «Движется одна часть, движутся все части», – и это физическая реальность для каждого, кто достаточно развил эту область тела.
Необходимость развития
Учитывая всю эту анатомическую информацию, можно подумать, что рабочий центр – это просто то, что есть у каждого. Однако большинство людей не только совершенно не знают об этих мышцах и о том, как ими манипулировать, но и вообще не развили контроль или связи в этой области.
На самом деле, для большинства людей, живущих современной жизнью, эти мышцы в какой-то степени недостаточны. Либо они держат привычное напряжение и постоянно натянуты, как струны банджо, либо они дряблые и слабые из-за плохой осанки и отсутствия использования. Таким образом, идея о том, что мы могли бы просто «иметь» рабочий центр, немного неуместна.
Например, сидение в течение долгих часов в день может оказать глубокое воздействие на ткани центра. Возможно, больше, чем любая другая группа, офисные работники часто обнаруживают, что сочетание слабости и стеснения в различных тканях центра является обычным явлением. Такие мышцы, как поясничная мышца и различные сгибатели и разгибатели, сильно страдают от длительного сидения, и это может законно препятствовать прогрессу тех, кто также хочет развить свой центр. Опять же, часто люди этих профессий могут быть не в состоянии точно определить, в чём заключается проблема, они просто чувствуют, что у них «болят бедра» или у них болят плечи или грудной отдел позвоночника. Будучи офисным работником большую часть своей взрослой жизни, я знаю о чём говорю, когда заявляю, что поддержание полезной осанки и подвижности – это постоянные труд и борьба.
Итак, на самом деле, для большинства людей первый шаг к обретению рабочего центра – это подумать о том, как мы можем выявить проблемы в этой области тела, чтобы иметь возможность их исправить. Именно здесь на помощь приходят мириады стилей движения и тренировки осознанности из боевых искусств. Мы видим, как боевые искусства работают со всем: от движения по полу до переворачивания, от статических положений стоя до быстрых движений, чтобы «почувствовать», где их тело может быть слабым или напряженным. Однако, возможно, наиболее развитые и утонченные техники для развития активного центра можно найти в боевых традициях, которые известны как «внутренние искусства».
Системы, которые можно было бы назвать «внутренними», встречаются во многих культурах, и все они глубоко сосредоточены на том, чтобы смотреть внутрь, на то, что на самом деле делает тело, когда оно движется или производит силу. Часто центр имеет первостепенное значение для этого процесса и находится в центре внимания большей части обучения. В системе «MartialBody» мы используем методы обучения, найденные в этих традициях, для создания активного центра. Вместо того, чтобы описывать здесь эти конкретные методы, мы рассмотрим общие концепции, которые используются, теми, кто пытается развивать эту область.
Развитие рабочего центра
Итак, мы установили, что рабочий центр – это группа тканей и их связи друг с другом, пространство, в котором они обитают, и область, которую они охватывают. Мы также подумали о том, что эти ткани обычно недостаточно развиты или привычно напряжены. Так какие же процессы мы можем использовать, чтобы начать исправлять проблемы и развивать практический рабочий центр?
Осведомленность: Это, пожалуй, самый важный момент, когда мы думаем о том, как мы развиваем центр. Сначала вы начинаете осознавать общую область тела, но затем становитесь более точными и точно чувствуете, что может двигаться, тянуть или оказывать давление. Простое осознание нельзя переоценить, и без него нет никаких шансов определить то, над чем вам нужно работать и где. Учитель, наблюдающий за вами, редко сможет точно определить, над чем вам следует работать … это зависит от вас.
Без этого острого осознания большинство людей просто не смогут начать развивать рабочий центр. Поэтому первая фаза тренировки для развития рабочего центра заключается в статическом удержании различных поз и «ощущении» того, как эти позы воздействуют на данную область. Затем мы можем перейти к сохранению этого осознания при движении, сначала медленном, но затем с возрастающей скоростью и в новых условиях.
Мы также можем использовать партнёров, которые могут по-разному толкать, подталкивать и стаскивать нас, чтобы помочь нам почувствовать, что происходит в центре и почему. Эти толчки и рывки часто можно удерживать так, чтобы у нас было что-то, чтобы идентифицировать умом, когда мы проходим через процесс осознания.
Освобождение: Когда мы фокусируем наше осознание, мы можем начать работать над вещами, которые, по нашему мнению, являются проблематичными. Почти всегда это освобождение от напряжения или скованности тканей. Чем глубже наше осознание проникает в центр, тем больше мы чувствуем напряжение и дисбаланс в этой области. В отличие от «растяжки», освобождение часто сопровождается дыханием и преднамеренным расслаблением. Процесс высвобождения ткани [от излишнего и ненужного напряжения] позволяет контролировать её в более точном смысле, что мы можем намеренно напрягать или отпускать её по желанию. Опять же, здесь очень полезно использовать партнёра по обучению. Когда они надавливают на связанную ткань, мы можем освободить её против их давления, и таким образом они могут проинформировать нас о результатах предпринимаемых нами действий.
Интересной частью процесса высвобождения является то, что он часто не ограничивается непосредственно тканями центра. Фактически, почти во всех случаях практикующему потребуется освободить другие области тела, которые могут усугублять ошибки в центре. Например, можно почувствовать, что по мере того, как верхняя часть тела освобождается, нижняя часть тела «наполняется». В некоторых традициях этот процесс освобождения известен как «построение каменного шара» или «наполнение даньтяня», поскольку нижняя часть туловища может начать ощущаться плотной и сферической.
Натягивание тканей: Как только мы почувствовали ткани и освободили их [от излишнего напряжения] до удовлетворительного уровня, мы можем начать долгий и несколько утомительный процесс их развития и установления над ними сознательного контроля. Один из основных способов начать их развивать – это начать тянуть и натягивать различные ткани. Это натягивание часто осуществляется через более длинные цепи тканей, при этом натягивание в тканях центра является побочным эффектом большего натяжения. Это даёт дополнительное преимущество в том, что всё остальное тело и его различные основные линии ассоциируются с этим центральным узлом.
Ощущение натяжения различных тканей со временем разовьёт их, и практикующий начнет испытывать желание «напрягать или «тянуть» за эти ткани по мере их натяжения. Теперь это не какое-то изолированное действие, как при напряжении бицепса, а тонкий тип противодействия тяге, вызванной натяжением. Это уникальное ощущение в глубине туловища, которое часто возникает естественным образом, если до этого момента мы работали правильно.
Со временем это встречное натяжение может быть выполнено без предшествующего растяжения или натягивания тканей. Именно с этой новой способности мы начинаем способность координировать встречные тяги в унисон и таким образом «вращать» наш центр. Медленно и кропотливо формируется наша способность вращать центр, и, в конечном итоге, контроль над этим процессом становится настолько острым, что тот, кто прикоснется к животу, почувствует ощущение, как будто вращается шар. Действительно, прикосновение к животу адепта, который внедрил эту способность и тренировал её до высокой степени, может быть довольно поразительным, сила и непосредственность такого вращения часто шокируют.
Создание давления: Когда мы чувствуем тянущий и вращающий эффект через центр, в нижней части живота происходит изменения давления. Сжатие этой области часто является целенаправленной практикой, и вы можете найти традиции, которые в значительной степени фокусируются на этом аспекте процесса. Такие техники, как знаменитое «обратное» дыхание, являются основным примером.
Такое сжатие нижней части живота имеет различные эффекты. Один из наиболее распространенных связан с «укреплением» осанки. Повышенная жёсткость в области живота создает опору и связь между верхней и нижней половинами тела, что значительно увеличивает силу всего тела. Кроме того, давление на нижнюю часть живота может вызвать всеобъемлющее «напряжение» в сети тела, что ещё больше усиливает связь между центром и конечностями. Это часто ощущается во время дыхательных упражнений, когда натяжение удерживается при вдохе и выдохе.
Использование намерения для подпитки рабочего центра: Использование рабочего центра – это то, что может быть значительно усилено использованием нашего разума, в частности, нашего намерения. «Намерение» может иметь различные значения в боевых искусствах, но мне нравится называть его связующим звеном между волей разума к действию и телом, выполняющим действие. Сила намерения – это сила неврологических связей, которые заставляют наши мышцы работать и подготавливают нас к движению. Подобно тому, как более толстый провод будет передавать сигнал более эффективно, постоянное и целенаправленное обучение этой цепи увеличит силу действия центров.
Намерение тренируется различными способами, в первую очередь, хотя мы работаем с концепцией «двигайся, прежде чем двигаться», когда человек использует свой разум, чтобы действительно попытаться переместить тело, фактически не позволяя ему сдвинуться даже на миллиметр. Подобно спринтеру на стартовых блоках, организм реагирует очень сильным подготовительным сигналом, подготавливая соответствующие ткани к предстоящей работе. Это чувство затем сохраняется в течение всего движения, всегда сопровождая его волей к большему повороту. Со временем сила этого метода выражается в мгновенном действии при использовании на боевых скоростях, без колебаний или задержек в применении правильного движения, всё это подпитывается рабочим центром.
Какую пользу приносит рабочий центр мастеру боевых искусств?
Отлично! Но я почти слышу, как в вашем сознании назревает вопрос: «Но чем это полезно?». Очень хороший вопрос! На этот вопрос можно ответить несколькими способами, но почти все они связаны с механическими эффектами твердых тел
Во-первых, конечно, есть очень веская причина, по которой рабочий центр был центром стольких традиций боевых искусств на протяжении всей истории. Это делает вас «сильнее». Хотя сила здесь не относится к типу силы, которой обладает пауэрлифтер, тем не менее, это сила. Когда вы чувствуете действие тела человека с хорошо развитым центром, вы сразу же узнаете его, он ошеломляет и иногда сбивает с толку. Ощущения, испытываемые партнёром, являются результатом нескольких процессов.
Дистальная генерация энергии: Использование рабочего центра позволяет нам генерировать энергию вдали от места её использования. Представьте себе двигатель, соединённой ремнём со шлифовальным кругом. Место действия, поверхность шлифовального круга, не является источником действия.
В боевых терминах источник силы может оставаться скрытым и, следовательно, не подвергаться воздействию противодействия. Например, при нанесении удара часто в создании силы и продвижении удара вперёд участвуют мышцы плеча, трицепсы, латы и т.д. Поскольку сила удара зависит от последовательной цепочки мышечных напряжений, его часто можно проверить или заблокировать на его пути. Это похоже на прикосновение к хлысту на всем его протяжении: если прервать волну, «щелчок» на кончике хлыста никогда не произойдёт. По этой причине в традиционных боевых искусствах преобладают «блокирующие» техники, которые очень успешны против движений, не управляемых центром.
Однако, когда мы используем рабочий центр, мы можем выполнять небольшие манипуляции в центре, которые выражаются на ударной поверхности без этой сегментации. Подобно двигателю, вращающему шлифовальный круг, не имеет значения, где вы соприкасаетесь с кругом, он всегда будет вращаться с усилием. Мощность поступает не от самого колеса, а от двигателя, который является рабочим центром. Если вы стремитесь «заблокировать» кого-то, использующего рабочий центр, это часто бывает очень сложно, поскольку первый дюйм применения такой же мощный, как и последний.
Стабильность: центр является не только областью связи с остальной частью тела, но и физическим центром тела. Когда он достаточно развит и может свободно вращаться, мы обретаем стабильность. Если вы понаблюдаете за акробатикой гимнаста, то заметите, что область нижней части живота часто находится в центре вращения. Даже в этом очень сложном виде спорта центр сохраняет стабильное положение.
Центр для мастеров боевых искусств ничем не отличается. Этот физический центр дополнительно усиливается за счёт связей с остальной частью тела и, конечно же, способности вращаться. Представьте, что вы опираетесь, например, на свободное вращающееся колесо, вы соскользнете, когда колесо вращается, колесу не придется отодвигаться, и его конструкция не разрушится. Колесо в целом остаётся стабильным благодаря вращению, как и человек, который разработал рабочий центр.
Сопряжение и балансировка: Активная природа этой области позволяет нам мгновенно поворачиваться и избегать движения или действия «сила на силу». Основную концепцию этого, известную в «MartialBody» как сопряжение, можно найти здесь. Но подпитка «сопряжения» с помощью рабочего центра может, опять же, изменить то, как этот эффект ощущается партнёром.
Когда мы вращаем центр, источник вращения редко ощущается в точке контакта. Это может вызвать у партнёра очень неприятные ощущения, когда его сила уменьшается, так как происходит сопряжение, но он не может точно определить, откуда она исходит. Их сила гаснет, давление уменьшается, и «баланс» в системе восстанавливается. Конечно, в идеале мы запускаем движение и вращение в центре перед контактом, тогда взаимодействие с нашим телом может быть шокирующим для того, кто находится на принимающей стороне.
Экономия: Одним из больших преимуществ использования центра во время движения является то, что он увеличивает нашу экономию движения. Большую часть времени ограниченный набор мышц будет отвечать за всё усилия в данном действии. Когда мы перемещаемся через рабочий центр, мы можем тянуть и буксировать всё тело, распределяя нагрузку и требования по всему телу. Это приводит к гораздо меньшему расходу энергии в течение дня.
Сила: Конечно, самое большое преимущество, как я упоминал в начале этой статьи, заключается в том, насколько «сильными» они могут заставить нас чувствовать себя. Способность выполнять очень сильные вращения с огромным объёмом скоординированных мышц может быть весьма полезной. Представьте себе ось, вращающуюся на большом двигателе. А теперь представьте, как вы накидываете на неё рукав так, чтобы он зацепился… вы отправитесь в полет! Это изображение – очень хорошая аналогия того, как рабочий центр может принести пользу мастеру боевых искусств.
Возьмем, к примеру, бросок через плечо. Если мы используем рабочий центр, мы можем сделать сильное вращение вперёд, которое потянет ткани на передней части тела вниз, а на задней – вверх, и на очень небольшом пространстве создаст огромный объём силы. Вращения из стороны в сторону и косые вращения, конечно, имеют аналогичные преимущества, но общая идея заключается в том, что сильное вращение в центре всего на несколько дюймов приведёт к огромной силе и большему движению на поверхности. Сочетание этого с такими концепциями, как парные удары или удары тяжёлым телом, может быть разрушительным для партнёра или противника, стоящего на пути этой силы. Фактически, многие адепты, которых я встречал с этим навыком, говорят о том, что им постоянно приходится «сдерживать» свои методы, чтобы не травмировать своих учеников или партнёров по тренировкам. Я и сам чувствовал необходимость делать это во многих методах.
Вывод
Центр боевых искусств находится в центре (каламбур) многих традиций, известных своей силой. Это область тела, которая постоянно находится в центре внимания основных методов тренировки, форм и систем тела. Это указывает на некоторую реальную полезность, которая была выгодна древним воинам.
Однако тренировка центра была пронизана эзотерикой и мистическими методами обучения. Если мы посмотрим на людей, которые могут продемонстрировать активный или работающий центр, мы сможем понять, что для получения пользы нам не особенно нужна эзотерика. Простая правильная тренировка с правильным фокусом приведёт к появлению центра, который можно использовать. Когда он будет развит, вы не захотите выполнять свои техники без него.
https://www.martialbody.com/Articles/Blog/ArticleID/48/The-Working-Centre