Й. Лукас
Дорога ложка к обеду
Добро пожаловать на Аikido-millennials, айкидока! Цель этого блога – публикация материалов, связанных с айкидо, которые бы предложили вашему вниманию современный взгляд на айкидо моими тысячелетними глазами (молодой взрослый из миллениалов, то есть родившийся между началом 80-х и концом 90-х годов).
******
«Это личное размышление, далеко не исчерпывающее, оживляет дискуссию о педагогике айкидо, особенно с целью вывести новых учеников на более высокий технический уровень, понизив количество отсева и максимизировав удовольствие от занятий».
Изучение айкидо: получение правильного совета в нужное время
С тех пор, как я занимаюсь айкидо, я расстраивалась, получая советы, которые не могла использовать на своём уровне: расслабление плеч, использование бёдер, устранение жёсткости рук…
Этот совет был тем более разочаровывающим, что я слышала его, но не могла внедрить в свою практику. В этом контексте было бы интересно, с педагогической точки зрения, «дозировать» советы и адаптировать их к уровню и размеру практикующих, чтобы ограничить их разочарование и одновременно дать им возможность осознать свой прогресс на пути к «Пути».
Здесь представлены личные размышления о педагогической и хронологической адаптации советов, данных начинающим практикам.
1/ Основы, характерные для всех начинающих:
Прочный фундамент – та универсальная область развития, над которой могут работать начинающие:
Передвижение (потому что мы не ходим, мы двигаемся)
Перемещения в айкидо – это специфические движения, которые не имеют ничего общего с ходьбой. Маленькие шаги и «топтание на месте» должны быть запрещены, и это с самого начала, чтобы впоследствии выработать правильные рефлексы
Таким образом, мы сохраняем основные способы перемещения:
– Аюми-аши (один шаг вперёд сзади стоящей ногой, со сменой стойки);
– Цуги-аши (скользящий шаг вперед с впереди стоящей ноги, без смены стойки);
– Тенкан (поворот на 1800, затем шаг назад);
– Тай-сабаки (ирими* тенкан);
– Хенка (изменение стойки сменой ног; без перемещения подшаг одной ногой, отшаг другой);
– Шико (перемещения в сувари вадза; передвижения на коленях)
*irimi: понятие движения вперед, независимо от типа движения
Падения (чтобы развеять опасения)
Падения являются частью базового обучения новичка, чтобы он мог хорошо подготовиться к атаке, но, прежде всего, правильно – безопасно для него – упасть. Таким образом, овладение такими падениями позволяют новичку избавиться от опасений, связанных с практикой.
Среди падений, предлагаемых новичкам, можно отметить:
– Мае-укеми: падения вперёд (сначала из положения на коленях, затем из положения стоя);
– Уширо-укеми: падения назад;
– Перекат уширо-укеми: перекат назад, чтобы подняться в стойку после атаки
Есть и другие падения, такие как буферное падение, которое позволяет приземляться после базовых иммобилизаций (в частности, иккё) но подразумевает некоторую работу с элементами каркаса тела.
Позже некоторые преподаватели обучают более опытных новичков падениям с полётом [наличие фазы отсутствия опоры], которые не являются обязательными для хорошей практики, но могут мотивировать более смелых благодаря своей зрелищности.
Словарный запас [знание основной терминологии] (чтобы знать, о чём идёт речь)
Чтобы не оказаться в другом измерении, важно запомнить название основных приёмов, способов перемещений, а также обычаев и традиций додзё… на японском языке.
Произношение, конечно, будет лишь приблизительным к правильному, но эта работа необходима, чтобы не чувствовать себя обделённым при ежедневном посещении занятий.
Мой совет:
– Выучите названия техник, необходимых для следующей аттестации;
– Выучите название способов перемещений и поз;
– Выучите фразы выражения вежливости.
Шисей (осанка и уважение на татами)
Шисей – это соблюдение этикета и условностей, присущих этой дисциплине, которому обучают новичков, чтобы познакомить их с правилами поведения в додзё:
– Приветствия и формулы вежливости в начале и в конце урока (онегаэшимас, домо аригато госаимста);
– Правила сидения, входа или выхода с татами (приветствие Основателю);
– Правила поведения на татами (не «слишком много» говорить, не есть и не пить).
Эти позы должны быть интегрированы с самого начала практики айкидо и будут сохраняться до конца вашей жизни в будо.
Уроки и обучение, которые позволяет развить время практики
В то время как некоторые советы могут быть сразу применены начинающими, другие требуют более многолетнего опыта практики, чтобы их можно было использовать:
«Расслабление» и связанные с ним формы тела
«Расслабься», «раскрепостись»… эти советы, которые даются новичкам (с доброй волей), невозможно применить в первые годы. Почему нет?
Потому что тело новичка ещё не знакомо с практикой, которая требует от него расслабить то, что оно всегда напрягало. Эта напряженность ещё больше усугубляется опасениями, присущими новичку.
Со временем практики [меняется ментальной состояние практикующего – он уже знает, что и как делать, перестаёт опасаться атак, падений и др. и в результате] мышцы расслабляются, и становятся возможным обретение практикующим новых состояний и форм тела.
Использование бёдер для замены силы рук
Новички проходят техники в полную силу, потому что им не удается задействовать все ресурсы, которые позволяет их тело. Среди них технический уровень, но прежде всего использование бедер и центрирования, которые с годами станут движущей силой тела.
Новички выполняют техники, применяя силу, потому что им не удается использовать все ресурсы, которые позволяет им организм. В числе этих ресурсов – технический уровень, но особенно умение использования для выполнения техник бёдер и центрирования, которые с годами станут двигателем тела.
Именно в этом контексте мы часто повторяем, что айкидо – это дисциплина, не требующая применения силы.
Повышение устойчивости (за счёт понижение центра тяжести тела)
С годами тело учится работать, располагая ниже свой центр тяжести, не прилагая к этому усилий. Как и лыжник, айкидока сгибает колени, чтобы быть ближе к земле. Это понижение стойки придает ему силу и устойчивость.
В положении Сувари ВАЗа (стоя на коленях) айкидока научится сохранять эту устойчивость благодаря балансу опоры (группировка коленей для поворота без потери равновесия), контролируемому переносу веса и фиксации стоп, чтобы избежать разбалансировки верхней части тела).
Воинственность (боевой смысл)
С годами айкидока осознаёт смысл и сущность будо, благодаря чему вносит в свою практику определенный боевой прикладной аспект, что приводит к:
– Высокая концентрация внимания (и меньше разговоров);
– Реальная готовность атаковать (наличие намерения);
– Определённая бдительность (чтобы в любой момент нанести ответный удар).
Вот определенное количество учений, которые могут быть даны айкидокам в соответствии с их уровнем в определенный момент времени. Однако, так ли необходимо разделять занимающихся на группы по их техническому уровню?
Вывод: Нужно ли проводить занятия по уровням подготовки занимающихся, чтобы облегчить для них изучение айкидо ?
Сегодня большинство курсов айкидо открыты для всех, независимо от их уровня подготовки. В некоторых додзё учителя выделяют определенные места для начинающих (даже если занятия открыты для всех) и выпускников (начиная со 2-го или 1-го кю).
Эта практика, основанная на разделении занимающихся по уровням практики, имеет определённые преимущества:
Практикующие встречаются с другими практикующими своего уровня и чувствуют себя менее подавленными и обескураженными. Кроме того, эти уровневые курсы позволяют учителю предлагать педагогику, адаптированную для определенной аудитории.
Но эта отличительная практика также включает в себя недостатки:
Практикующие не сталкиваются с разнородной практикой (по возрасту, уровню, шаблону). Новичок должен уметь учиться на поправках старшего, так же как старшему, важно понять, может ли его техника работать с новичком, чьи рефлексы непредсказуемы.
Это личное размышление, далеко не исчерпывающее, оживляет дискуссию о педагогике айкидо, особенно с целью вывести новых учеников на более высокий технический уровень, понизив количество отсева и максимизировав удовольствие от занятий.
Аikido-millennials
октябрь 2021г.
https://aikido-millennials.com/apprentissage-de-laikido-recevoir-le-bon-conseil-au-bon-moment/