М. Акузава
К осознанию того, что выходит за рамки формы техники
Минору Акузава сенсей, основатель «Аункай». Родился в префектуре Гумма, Япония, начал заниматься тайцзи-цюань в 16 лет, а искусством синь-и – в 19.
После успешного представления Японии на Международном турнире по санда в начале девяностых годов он случайно столкнулся с несколькими людьми в японском мире корю, которые незначительное внимание придавали значения атрибутам формы. Вместо этого они сосредоточились на основных методах кондиционирования [телесных методах практики], необходимых для создания индивидуального выражения бу-дзюцу. Интенсивные тренировки с этими людьми заставили его переоценить всё, что он пережил до этого, и, в конечном итоге, переключить внимание на основы – принципы, в методологии практики боевых искусств стоящие перед методами тренировки бу-дзюцу и формирующие их различные базовые виды и стили.
Обобщив опыт своих исследований, как китайских искусств, так и японского корю, он пришёл к своим собственным интерпретациям того, что он пережил, и создал свою методику обучения – Аункай будзюцу.
Аункай будзюцу – это методика обучения, направленная на понимание, развитие и применение фундаментальных принципов позы и движения в боевых искусствах. В Аункай техники и движения понимаются как результаты естественного, свободного и спонтанного выражения и адаптации этих принципов в соответствии с каждой новой ситуацией.
Отсутствие обучения заранее разработанным формам, техникам или боевым приёмам делает метод обучения Аункай очень доступным и актуальным как для начинающих, так и для опытных мастеров боевых искусств всех стилей. Его углубленное изучение и практика фундаментальных принципов позы, движения, дыхания, расслабления и контакта могут улучшить то, как мы используем своё тело и взаимодействуем с другими людьми во всех сферах нашей повседневной жизни.
В настоящее время методика обучения и практики Аункай будзюцу быстро завоёвывает всемирную известность.
******
«В большинстве школ боевых искусств вы начинаете практику с классической разминки и после этого переходите к выполнению техник с партнёром. Однако я считаю, что перед непосредственным выполнением техник важно приобрести определенную уверенность в собственном теле, на практике почувствовав заложенные в него естественные возможности».
Учимся контролировать своё тело: интервью с Минору Акузавой из школы Аункай бу-дзюцу
Обратите внимание, что эта статья появилась на обложке журнала «Dragon Magazine» в 2019 году. Здесь размещена слегка изменённая версия. Приятного чтения.
Его регулярно называют «мастером внутренней силы» или даже «экспертом по взрывным кулакам». Минору Акузава поражает не меньше, чем очаровывает практикующих из всех школ и слоёв общества.
С любопытством я отправился на обучение к этому замечательному мастеру в рамках Айки-Тайкай 2018. Я никогда не забывал эту встречу, и она продолжает влиять на меня сегодня. Из этого открытия на татами родился очень насыщенный обмен мнениями, переведённый с японского Лео Тамаки (которого я ещё раз благодарю), в котором переплетаются как история школы, технические вопросы, так и очень конкретные советы практикующим.
Аiki-kohai/Пьер Фиссье: Здравствуйте, сенсей. Чтобы начать эту беседу, не могли бы Вы вернуться к вВашим ранним дням. В каком контексте Вы познакомились с боевыми искусствами?
Акузава сенсей: Здравствуйте, Пьер. В то время мне было 19 лет, и я занималась гимнастикой. Моё тело довольно хорошо и мощно двигалось, и я хотел иметь возможность использовать это. Я также искал философию, лежащую в основе телодвижений. В результате, я открыл для себя мир боевых искусств с помощью китайских боевых искусств (Ред.: в основном Тай-Чи и Син-И), но это сильно отличалось от сегодняшнего ушу. Я подумал, что в этом есть большая глубина. Это была тренировка, чтобы научиться наносить удары, наносить удары кулаками, ногами и т.д… Затем я немного участвовал в соревнованиях по Санда (Примечание: Акузава сенсей участвовал в первом чемпионате мира по Санда в Китае, который он выиграл). В первую очередь меня интересовало найти кого-то, кто был бы силён не только в стилях, но и в принципах.
Вы уже были вдохновлены конкретными мастерами или это было только физическое исследование?
Моя идея заключалась не в том, чтобы прийти в додзё, и, тренируясь, стать сильным бойцом. Как и у Брюса Ли, у меня было желание пойти и встретиться с разными экспертами, «скрестить» с ними руки, почувствовать их технику и научиться. Я подумал, что первые люди, которых я встречу в первые три года учёбы, будут, вероятно, самыми важными для меня.
В то время Вы уже тогда интересовались внутренним использованием тела? Или это пришло позже, через знакомство с японским ближним боем (мастер Акузава изучал Тосикакуто)?
Изначально у меня не было глубокого понимания. Моё тело тоже не было развито в этом смысле. Именно во время встречи с моим мастером бу-дзюцу я понял, что нужно развивать тело, интенсивно работать с ним.
Вы считаете, что конкуренция позволяет это делать? Это всё ещё что-то важное в Ваших глазах ?
Когда тебе 20 лет, я думаю, ты должен многое попробовать. Это хороший опыт – пройти через соревнования.
Затем на своём пути Вы встретили Сагаву Юкиеси, сенсея Дайто-рю айки-дзю-дзюйтусу. Можете ли Вы рассказать нам об этой встрече?
Мне было около 25 лет. Позади у меня теперь был опыт соревнований, и мне было интересно сделать следующий шаг к тому, чтобы стать ещё сильнее. В это время в «Асахи Симбун» появилась статья о Сагаве сенсее, а вскоре после этого была опубликована книга Кимуры Тацуо сенсея «Томей на Чикара» (Ред.: первоначально опубликовано в 1995 году и переведено на английский язык как «Прозрачная сила» в 2009 году). Поэтому я написал письмо Сагаве сенсею, а затем присоединился к его додзё.
В то время Вы хотели изучить искусство Сагавы сенсея, чтобы впоследствии его преподавать?
Мастеру было уже 93 года. Я был убежден, что мне нужно как можно скорее встретиться с ним, чтобы воочию посмотреть, как можно укрепить себя настолько, что даже в таком преклонном возрасте продолжать заниматься и быть чрезвычайно эффективным. У меня не было особого любопытства ни к принципу айки, ни к техническим аспектам Дайто-рю айки-дзю-дзюцу.
В какой момент у Вас возникла идея основать школу Аункай?
В то время у меня не было ни идеи, ни желания создавать свою собственную организацию. Примерно через три года после моего ухода из Дайто-рю айки-дзю-дзюцу мне было почти 33 года. Идея изучения и передачи, чтобы продолжить свой прогресс, зародилась в этот момент.
Как определить Аункай для начинающего? Каковы его основные принципы, которые можно объяснить широкой публике ?
Мне часто задают этот очень сложный вопрос (смеётся). Даже японцы спрашивают меня, занимаюсь ли я айки, боевыми искусствами или чем-то совершенно другим. Аункай – это группа, цель которой развить боевое тело, научиться управлять своим телом.
Что меня поразило в Вашем обучении и общении, так это то, что я почувствовал чёткий акцент на особом личном использовании тела. Является ли это основным компонентом Аункай или это учение появилось позже?
В большинстве школ боевых искусств вы начинаете с классической разминки и сразу переходите к практике техник с партнёром. Однако я считаю, что перед этим [перед практикой техник] важно приобрести определенную уверенность в собственном теле, почувствовать заложенные в него естественные возможности. Для этого я разработал ряд упражнений. Многие из этих упражнений можно выполнять дома, индивидуально, без партнёра. В моей сегодняшней презентации своего учения, мы занимались дольше обычного, но точно таким же образом вы можете работать и в одиночку. Эти упражнения фундаментальный аспект нашей практики.
Сенсей, какова цель этих упражнений и танренов (ред.: упражнений по укреплению тела)?
Учитель нужен для того, чтобы показать что-то. Танрен же направлен на то, чтобы привести практикующего к глубокому осознанию того, как работает его тело. Это ещё один важный элемент нашего развития в осуществлении практики.
Я обратил внимание на то, что в Аункай делается упор на принципы в ущерб форме. Это заметное отличие по сравнению с гендай будо [буквально означает «современный боевой путь», [нужна цитата] обычно относится к искусствам, основанным после начала реставрации Мэйдзи в 1868 году]. Заманивает ли форма практикующего в некую ловушку и делает его практику неэффективной?
Это сложный вопрос (смеётся), но я постараюсь ответить. Форма сама по себе неплоха. Чтобы осуществлять передачу [практического искусства, учения], необходимо иметь форму. Однако нам необходимо более глубоко осознавать свои руки, ноги, спину, скелет. Я хочу более глубокого осознания [техники], выходящего за рамки формы.
Некоторые упражнения Вашей школы напоминают мне другие упражнения, упомянутые в книге «Прозрачная сила» Кимуры Тацуо сенсея, используемые в практике сумо. Они также являются танренами для развития тела айки. Есть ли связь между Вашим методом и обучением, полученным Вами в додзё Сагавы сенсея?
Нет, это нечто совершенно иное. Некоторые практикующие также отмечают тот факт, что упражнение/танрен «махо» напоминает китайские боевые искусства. Однако это вещи, которые я разработал сам с совершенно другими целями. Внешняя конструкция этих упражнений может выглядеть одинаково, но, на самом деле, эта схожая форма направлена на реализацию других требований [направлена на воспитание других качеств].
Что касается вопроса содержания и формы, является ли внутреннее развитие центральным элементом школы, в которой некоторые элементы Аункай всё же уходят в более технические направления?
Я никогда не говорю: «Вы не должны делать это так или так». Вместо этого я говорю: «Если вы будете делать вот так, ваша позиция будет лучше, вы сможете лучше генерировать силу». Я не говорю: «Это дома» (запрещено, плохо, бесполезно). Благодаря своему опыту, который я могу передать, я просто пытаюсь показать, как лучше использовать своё тело, чтобы сделать выполняемую технику более адаптируемой к текущим условиям взаимодействия с партнёром и более мощной.
Аункай сохраняет аспекты бу-дзюцу. Изъяты ли из него «традиционные» аспекты корю, в целях создания более современного метода практики?
Именно такой взгляд на вещи лежит в основе Аункай. Я, в основном, избавился от ката, формы, чтобы сохранить только принципы и образ мышления.
В заключение, какие первые советы вы даёте начинающим?
Я всегда советую людям углублять свои знания о принципах. Есть такие школы, как киокушинкай, где физические возможности играют большую роль, и существует ряд весовых категорий. Ко мне на практику приходит много женщин, и мы используем техники и упражнения, чтобы лучше узнать друг друга, а не для того, чтобы разделиться. Мы же тренируемся все вместе. Моя цель – собрать вместе людей, которые заинтересованы в таком исследовании. Конечно, какой бы ни была школа, всегда есть что-то хорошее, чему можно научиться, но когда мы позиционируем себя с точки зрения будо, мы оставляем след, чтобы каждый мог вступить на этот путь. Бу-дзюцу – это нечто большее. Нас интересуют прежде всего основы и принципы. Для меня это способность искать свою эволюцию самостоятельно.
Большое спасибо за беседу, сенсей.
Пьер Фиссье
Аiki-kohai
май 2020г.
http://aiki-kohai.over-blog.com/2020/07/apprendre-a-controler-son-corps-interview-de-minoru-akuzawa-de-l-ecole-aunkai-bujutsu.html