Мар 14 2023

Подтверждение эффективности практики должно обходиться без слов

Category: Библиотека Евгений @ 09:45

А. Гжегорчик

Подтверждение эффективности практики должно обходиться без слов

Александр Гжегорчик начал заниматься дзюдо в возрасте шести лет, а затем перешёл во французский бокс. В поисках новых методов борьбы он обратился к Ёсейкан будо, которое в течение десяти лет изучал у Жана Люка Дюрейссе, ученика Мочизуки Хироо. В этой школе он получил 2-й дан и регулярно посещал занятия по ММА, карате, дзюдо и боксу, а также изучал метод Аункай у Акузавы Минору.

Затем он открыл для себя айкидо у Лео Тамаки и переехал в Париж, чтобы изучать школу Кишинкай. В апреле 2017 года он получил 4-й дан.

Параллельно Александр Гжегорчик также следует учению мастеров Коно Ёсинори, Хино Акиры и Курода Тэцудзана. Сейчас он преподаёт на национальных семинарах, а также в Кишинкан додзё в Лиможе, которое он основал в 2015 году.

******

«Сейчас настало время, когда устные оправдания и красивые речи заменили практические примеры, убеждая теперь только своих последователей и находя у адептов других боевых искусств, в лучшем случае, лишь отголосок традиционной практики, далекой от присущей ей воинственности».

Соедините практику со словами и верните айкидо его благородство

Золотой век айкидо сегодня кажется далеким воспоминанием. Если во второй половине двадцатого века айкидо пользовалось относительно большим успехом, то сейчас его популярность, как одной из трёх боевых дисциплин японского происхождения, наиболее известных широкой публике (наряду с дзюдо и карате), стремительно падает.

У каждого есть свой собственный анализ того, как и почему это происходит, и, несомненно, в каждом из низ присутствует доля правды. Каковы бы ни были причины этого, на самом деле нельзя объяснить такое изменение популярности через призму какой-либо одной причины. Тем не менее, на мой взгляд, есть определенные основания, которые занимают гораздо более важное место, начиная с несоответствия в айкидо между предложением, содержанием и реальными развитием боевых способностей.

Воспоминание о высшем боевом искусстве

Отметим, что со времён Основателя айкидо, и его практика воспринимались практикующими других известных боевых дисциплин как высшее боевое искусство:

«Кано-сенсей сказал нам: «На днях мне посчастливилось лично убедиться в техническом уровне учителя дзю-дзюцу по имени Уесиба. Его выполнение техник замечательное. Мне показалось, что я открыл для себя истинные принципы дзюдо. Я бы очень хотел, чтобы Уесиба сенсей приехал преподавать сюда, в Кодокан, но он сам по себе известный мастер, и это невозможно. Вот почему я договорился о том, чтобы отправить некоторых из наших учеников учиться у него».

Мотидзуки Минору сенсей

«Сначала, в то время, французы понимали айкидо как очень эффективный вид самообороны. Именно из этих изображениё люди начали заниматься айкидо».

Мотидзуки Хироо сенсей

«Движения дзё О-сенсея не были впечатляющими, как в школе Синдо Мусо-Рю, но он всегда касался жизненно важных точек своего противника. Его дзё был живым. Когда его противник приближался, чтобы ударить его, он не делал резких движений, а незаметно перемещал свой посох. Кончик его дзё был живым. В этом была вся разница. Его способ использования дзё был так называемым «натуральным» или «чистым». Когда вы используете кен или бо, их конец должен быть живым. Движения мастера были поистине чудесными».

Сугино Ёсио сенсей

Если это чувство превосходства всё ещё иногда ощущается в рассуждениях некоторых практиков айкидо, подчеркивающих его неконкурентный и «традиционный» аспект, то в большинстве случаев сегодня всё же наблюдается обратная ситуация. Было время, когда практика айкидо обходилась без слов и находила доверие среди сторонних адептов. Сейчас настало время, когда устные оправдания и красивые речи заменили практические примеры, убеждая теперь только своих последователей и находя у адептов других боевых искусств, в лучшем случае, лишь отголосок традиционной практики, далекой от присущей ей воинственности.

Соотнесение дискурса с практикой

Восприятие общественности оказывает значительное влияние на популярность школы, и мы живём в такое время, когда, к счастью, уже невозможно лгать большинству. Конкретика занял место речей и мечтаний. И, поэтому, без реальных способностей продемонстрировать непосвященному результат произнесённой речи мы быстро становимся посмешищем для нашего собеседника.

Скольких высокопоставленных лиц я видел, прибегающих к устным оправданиям, чтобы ответить на вопросы, заданные неофитом или сторонним последователем? Сколько раз я видел, как высокопоставленный инструктор диктовал поведение ученику, чтобы его техника работала? Сколько раз вы видели, как практикующий перекладывал вину на реакцию укё, чтобы оправдать свою неудачу? Сколько раз после произнесённой длинной красивой речи о воинственности, гармонии, расслабленности вы всё-таки были ошеломлены и подавлены атакой новичка?

Практика должна обходиться без слов. Слова являются лишь временным дополнением к прогрессу ученика, но ни в коем случае не инструментом оправдания или демонстрации. Способность объяснить через действия тела, несомненно, была одной из сильных сторон метода обучения и практики Уесибы сенсея:

«Уесиба сенсей привёл с собой господина Иноуэ. Показав нам несколько приёмов, мастер Уесиба сказал: «Вы, наверное, думаете, что невозможно выполнить эти приёмы без предварительной договорённости между нами. Поскольку вы все мастера боевых искусств, если кто-то хочет попытаться напасть на этого старика, пусть походит». Никто, однако, не встал. В свои тридцать пять лет я был, наверное, самым молодым. Я только что прибыл в Маньчжурию, и несколько важных персон наблюдали за показательными демонстрациями боевых искусств. Я подумал, что должен измерить свои возможности, и сказал: «Да, я хочу попробовать!». [...] С первого же контакта я был поражён. Конечно, мой опыт сумотори подсказывал мне, что бесполезно пытаться бороться с ним. В тот самый момент я понял, что проиграл. Однако я не мог просто стоять, сложа руки, и попытался схватить его руку и поднять. Он не сдвинулся ни на миллиметр. Затем я попытался сделать это обеими руками, используя всю свою силу. Он повернул руку на меня, и я упал. [...]

Это было кокю-наге. У меня не было особых проблем с падением, потому что в сумо мы тоже падаем, но я был поражен, узнав, что такое искусство существует. В тот вечер я пошёл в дом, где жил Уесиба сенсей, и попросил у него разрешения стать его учеником».

Тенрю Сабуро

Айкидо: боевое искусство, способствующее возвышению личности посредством практики

Часто его определяют как боевое искусство, или будо (которое не может быть лишено своего происхождения), но при этом само собой разумеется, что его основатель обладал фундаментальной боевой практикой и мог продемонстрировать её эффективность

Разрешение рассматриваемой проблемы заключается не столько в том, чтобы найти новые средства коммуникации для увеличения числа лицензий, разработать новые формы практики, которые будут более привлекательными для публики, обратившей внимание на айкидо, и занимающихся, и т.д., сколько в том, чтобы подпитывать суть, вернув айкидо его былую славу: характер будо, с его боевыми и духовными компонентами, питающие друг от друга, как сообщающиеся сосуды, без чего оно рискует стать лишь философским и физическим балетом.

Конечно, вполне возможно заниматься по другим причинам и совсем не интересуясь боевым аспектом айкидо. Это одна из многих сильных сторон этой школы: предлагать обучение, которое открыто для всех. Однако глубокое понимание принципов неизбежно проходит через боевое изучение дисциплины. Учитель должен иметь возможность предложить это заинтересованным ученикам. Без этого, я считаю, нужно перестать определять его практику как боевое искусство, а просто как телесную активность японского происхождения, потому что это не делает абсолютно никакой услуги дисциплине и учителям, которые прилагают усилия, чтобы интегрировать все аспекты будо в свою практику.

«Сенсей, что вы думаете о сегодняшнем айкидо?»

«Я думаю, что учителя отлично справляются со своей работой. Лично я никогда не учился таким образом. Каждый год в Бодокане проходит большая демонстрация, но всё это выглядит как заранее подготовленное представление. Не кажется ли вам, что если всё будет продолжаться в этом направлении, то айкидо превратится в разновидность танца? Нет ничего плохого в том, чтобы рассматривать додзё как помещение, где вы практикуете упражнения, полезные для здоровья, но с точки зрения будо, кажется, что здесь чего-то не хватает. [...]

Наверное, не очень приятно делать сравнения, но я действительно задаюсь вопросом, обладают ли нынешние практики айкидо достаточным уровнем компетентности. О-сенсей покинул нас, постепенно, в свою очередь уходят учи-деши. Квалифицированных учителей становится всё меньше и меньше».

Аказава Дзензабуро сенсей

октябрь 2019г.

https://alexgrzeg.wordpress.com/2019/10/25/aikido-joindre-la-pratique-au-discours-et-lui-redonner-ses-lettres-de-noblesse/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: