Май 31 2023

Три компонента в изучении традиционного японского искусства

Category: Библиотека Евгений @ 07:44

У. Муромото

Три компонента в изучении традиционного японского искусства

Уэйн Муромото является издателем «Furyu: the Budo Journal» и «Furyu Online».

Он начал заниматься боевыми искусствами около двадцати пяти лет назад и провёл несколько лет, изучая Урасэнке чаною (чайную церемонию) и различные боевые искусства в Японии. Он является прямым учеником Оно Йотаро, директора Битчу-ден Такеучи-рю и имеет ранг йондана (шихандай или официального представителя-инструктора по старой системе), а также чу-мокуроку в этой школе. Он также является учеником Омори Масо в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю иай-дзюцу.

У. Муромото имеет опыт в самых разнообразных боевых искусствах, включая дзюдо, айкидо, карате-до, тай-чи-цюань, дзё-до и кен-до, и имеет звание сандан от Федерации Дзен Нихон кендо в иайдо. В настоящее время он является активным лидером Гавайского клуба боевых искусств.

У. Муромото имеет степень магистра изящных искусств Гавайского университета и степень бакалавра японской литературы и языка. Он является преподавателем искусств и заведующим программой изобразительного искусства в Средне-Тихоокеанском институте.

******

«Это может показаться ненужным человеку, ищущему «чистые» боевые искусства самообороны или спорта».

До, гаку, дзюцу

Всё началось довольно безобидно. Один из учеников в классе боевых искусств корю друга спросил, какое влияние на их тренировки оказывает синто – традиционная японская система верований. Мой друг написал длинное электронное письмо на эту тему, попросив меня и ещё одного коллегу дать дополнительные комментарии. Мы добавили довольно много наших собственных мнений, которые затем были дополнительно прокомментированы моим другом. В общей сложности, распечатанное обсуждение могло бы занять несколько страниц комментариев.

Так вот, практика корю обычно не предназначена для сидячей лекции по такой эзотерике, поэтому я думаю, что мой друг предпочёл обсудить это по электронной почте и распечатанным записям, а не потратить много времени в додзё, которое лучше провести, тренируясь с партнёром в реальных техниках. Но это подчеркивает тот факт, что в традиционных японских искусствах (и, если уж на то пошло, во многих искусствах и ремеслах любой культуры) есть три компонента для изучения искусства, а не только «практический» опыт физических техник. В японском языке они определяются как «до», «гаку» и «дзюцу».

До – это слово, обозначающее «мичи», или даосский путь к просветлению. Это означает изучение философских и духовных аспектов искусства. Гаку – это «академическое обучение», поэтому оно может означать изучение технических основ методов, истории, знаний, организационной структуры рю и так далее. Дзюцу – это практика и изучение реальных техник.

Обратите внимание на то, что до указано первым. Это самое важное. Однако при знакомстве с каким-либо искусством сначала преподаются дзюцу, или техники. Это самое основное. Физические методы – это самые основные, коренные методы искусства, но это не самая важная цель. За до, или «практическим» обучением, следует гаку, то есть изучение исторических и методических аспектов. Затем следует изучение с философских и духовных аспектов.

Новичок не имеет ни малейшего представления о физических движениях конкретной школы, поэтому сначала ему придётся пройти через изучение множество техник, настоящую физическую кровь и пот тренировок снова и снова, чтобы интегрировать движения в своё собственное тело. Если цель – чисто спортивная, победа в соревнованиях, или чисто физическое здоровье, или же самооборона, на этом можно остановиться, и это прекрасно, как есть.

Однако по мере того, как ученик совершенствует свою технику, он неизбежно должен понимать, что существует какая-то методологическая подоплека изучаемых им движений. Он начинает осозновать, что ему нужно учиться большему. Ему нужно проявить собственную инициативу, чтобы прочитать несколько книг и исследовать, ПОЧЕМУ техники выполняются определённым образом. Это может повлечь за собой изучение различных способов, которыми различные учителя выполняют мен-учи, например, или что на самом деле означает чибуруи в иай, или как работает удушение шеи с точки зрения того, что мы знаем об анатомии человека, или истории и родословной рю, которые приводят к определенным движениям и реакции. Это может показаться ненужным человеку, ищущему «чистые» боевые искусства самообороны или спорта, но подумайте об этом. Даже небольшое знание истории спортивного карате просветит спортсмена-каратиста, точно так же, как знание боксерских техник и стратегий великих легенд бокса помогло бы любому начинающему боксеру освоить технику и стратегию.

Таким образом, теоретические и исторические знания дополняют физические возможности ученика. Гаку и дзюцу работают рука об руку.

Однако неизбежно возникают более глубокие вопросы. Например, ПОЧЕМУ мы это делаем, помимо технических, исторических и физических причин? Как эта деятельность вписывается в общую философию жизни человека? Каковы последствия того, как это искусство имеет дело с насилием, и как искусство соотносит самооборону с кодексами поведения? Как искусство влияет на дух? Какова духовная цель такого обучения? Это и есть до в до, гаку, дзюцу.

Безусловно, время тренировки не должно быть занято слишком пристальным созерцанием своего пупка. Вот почему, когда вы начинаете тренироваться в определенном рю, вы потеете, вы не садитесь с учителем обсуждать философию. Но философские вопросы и концепции существуют и являются важной частью традиционного гэй, или формы искусства. Без какой-либо заботы о до, тренировка будо – это просто организованная тренировка бандитизма. Должно быть чувство цели, отличное от избиения, калечения или убийства кого-то другого.

В случае деревообработки, например, есть много прекрасных мастеров-любителей по дереву, которые могут использовать ручной рубанок, чтобы идеально выровнять деревянную доску. Кстати, это не тривиальный навык. Это требует практики. Но мастер-профессионал – это столяр, который также может объяснить, что происходит с древесиной, как лезвие рубанка работает с деревом, а также историю и характер многих мастеров до него, которые повлияли на его работу. Мастер-ремесленник будет знать различные виды отделки, их химическое воздействие на древесину, а также различные виды древесины и их происхождение, сильные и слабые стороны. Мастер-ремесленник/учитель, наконец, в дополнение к вышеупомянутым навыкам и знаниям, выработает мышление, философию деревообработки, которая превратит его занятие в образ жизни, способ смотреть на мир.

Нет необходимости разделять эти три элемента во время тренировки. Дзюцу сообщается гаку, и оба окутаны до. В то время как вначале практики наиболее важно овладеть техническим мастерством, то, по мере продвижения, гаку и дзюцу также начинают занимать центральное место, хотя дзюцу не следует пренебрегать никогда. В конце концов, достигается баланс между тремя категориями, когда петли обратной связи перемещаются взад и вперед между тремя категориями, увеличивая знания обо всех трёх.

апрель 2012г.

https://classicbudoka.wordpress.com/2012/04/22/59-do-gaku-jutsu/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: