А. Гжегорчик
Уке занимает важное место в обучении чтению намерения
Александр Гжегорчик начал заниматься дзюдо в возрасте шести лет, а затем перешёл во французский бокс. В поисках новых методов борьбы он обратился к Ёсейкан будо, которое в течение десяти лет изучал у Жана Люка Дюрейссе, ученика Мочизуки Хироо. В этой школе он получил 2-й дан и регулярно посещал занятия по ММА, карате, дзюдо и боксу, а также изучал метод Аункай у Акузавы Минору.
Затем он открыл для себя айкидо у Лео Тамаки и переехал в Париж, чтобы изучать школу Кишинкай. В апреле 2017 года он получил 4-й дан.
Параллельно Александр Гжегорчик также следует учению мастеров Коно Ёсинори, Хино Акиры и Курода Тэцудзана. Сейчас он преподаёт на национальных семинарах, а также в Кишинкан додзё в Лиможе, которое он основал в 2015 году.
******
«…Прогресс тори зависит от честности уке. Уке, лишенный эго, способный взвесить всё за и против, искренне атакуя в то место, где находится тори. Уке, не стремящийся предвидеть смещение тори, чтобы помешать ему работать, но уке, способный искренне атаковать, корректируя траекторию своей атаки, только если смещение тори действительно происходит. Всё это – неоспоримые качества хорошего партнёра на службе прогресса тори».
Понятие намерения, вопрос, лежащий в основе развития уке и тори
Намерение напасть
Мир животных управляется понятием выживания. Это мир, где понятия «добыча» и «хищник» приобретают свой полный смысл. Игра, в которой один убивает, чтобы прокормиться или защитить себя, а проигравший умирает.
Мир, в котором люди, возможно, единственный вид, прошедший путь от добычи до хищника и собственного врага.
Отправной точкой для изобретения боевых систем является выживание или уничтожение. Понятие «нападения», независимо от того, сталкиваемся мы с ним или несём его, лежит в основе их практики. В этом смысле атака лежит в основе наших движений, реакций, перемещений, эмоций и является ключевым элементом обучения.
Будо появилось гораздо позже, в XX веке, и представляло собой эволюцию боевых систем в сторону пути любви, сострадания и мира.
«В истинном будо нет противников, нет врагов. В истинном будо мы стремимся к единству со всем сущим. Путь воина – это не разрушение и убийство, а поддержание жизни, постоянное созидание».
Уесиба сенсей
Атаковать с намерением
В контексте ситуации выживания важно иметь возможность завершить конфликт как можно быстрее. В японском бу-дзюцу это состоит в том, чтобы как можно быстрее убить своего противника, прежде чем он успеет среагировать. Там мало места для полумер.
Во время боя два противника стоят лицом друг к другу и ищут возможность для атаки. Ещё до начала нападения между бойцами происходит работа по чтению и давлению.
Таким образом, чтение физических и умственных открытий, не оставляя ни одного из них, является важной частью практики. Но как работать над этим аспектом?
Когда мы смотрим видео в сети, мы часто обнаруживаем, что совершаемые атаки – это просто пустые жесты без каких-либо реальных намерений. К сожалению, часто случается, что уке имитируют атаку, заботясь только о том, чтобы позволить тори реализовать свою технику.
С педагогической точки зрения важно, чтобы тори работал, нанося удары и рассечения с пониженной интенсивностью. Тем не менее, в долгосрочной перспективе придерживаться этого типа тренировок – тупик. Со временем этот способ атаки закрепляется в теле и больше не позволяет эффективно атаковать или вести реальный бой.
Имитация атаки не позволяет осознать свои движения. Это поверхностная форма работы, в которой отсутствуют такие важные элементы, как стремление подавить наши ложные призывы и движения или стремление атаковать в тот момент, когда Тори проявляет признаки слабости, перестраивается или отступает. Эти элементы – важные вещи, над которыми нужно работать в ситуации выживания.
Возможно, именно это Мусаси называет ударом «на один счет», когда говорит о нанесении «одного удара в тот момент, когда противник даже не думает о том, чтобы вынуть меч из ножен, замахнуться или атаковать». Он также упоминает этот тип удара в части, которую он называет «удар без мысли», где он говорит нам, что наше тело будет наносить удары спонтанно из пустоты, не отмечая начало движения своего противника (без призывов).
Роль уке в основе обучения
На мой взгляд, уке занимает важное место в обучении чтению намерения. Когда тори овладевает необходимыми техническими движениями, интересно иметь возможность оказывать на него некоторое давление, чтобы позволить ему постепенно адаптироваться ко все более сложной ситуации. Тем не менее, атаковать с намерением не означает атаковать, пытаясь ускорить движение, или уменьшать амплитуду атаки.
Чтобы проиллюстрировать это, я возьму пример Куроды сенсея. Когда мы находимся перед ним, он иногда атакует медленно, чтобы заставить нас работать над движением, ощущением. При этом, несмотря на медлительность его атаки, мы обычно реагируем слишком поздно. Отсутствие паразитных движений, точность его движений означают, что наш мозг не различает начало его движения. Следовательно, для того, чтобы вовремя среагировать, требуется довольно исключительный уровень чувствительности.
Таким образом, прогресс тори зависит от честности уке. Уке, лишенный эго, способный взвесить всё за и против, искренне атакуя в то место, где находится тори. Уке, не стремящийся предвидеть смещение тори, чтобы помешать ему работать, но уке, способный искренне атаковать, корректируя траекторию своей атаки, только если смещение тори действительно происходит. Всё это – неоспоримые качества хорошего партнёра на службе прогресса тори.
Понятие намерения лежит в основе прогресса практикующих. С одной стороны, поскольку атака с намерением ударить, не пытаясь застать тори врасплох, позволяет работать над эффективностью своих атак, но также позволяет тори научиться чувствовать, что происходит с его противником, что позволяет ему постепенно научиться реагировать вовремя.
Budo Musha Shugyo
сентябрь 2013г.
https://alexgrzeg.wordpress.com/2013/09/17/la-notion-dintention-une-question-au-coeur-de-la-progression-de-uke-et-tori/