Ноя 07 2023

Айкидо: за надуманными представлениями о будо, часто теряется истинная цель его практики

Category: Библиотека Евгений @ 09:20

Й. Лукас

Неосознание степени своего невежества значительно ослабляет эволюционный потенциал

Добро пожаловать на Аikido-millennials, айкидока! Цель этого блога – публикация материалов, связанных с айкидо, которые бы предложили вашему вниманию современный взгляд на айкидо моими тысячелетними глазами (молодой взрослый из миллениалов, то есть родившийся между началом 80-х и концом 90-х годов).

 

 

 

 

******

«Находимся ли мы в плену своих первоначальных представлений – по сути, из-за отсутствия практического опыта – в плену наших фантазий об айкидо?».

Айкидо: за надуманными представлениями о будо, часто теряется истинная цель его практики

Айкидо – это неконкурентоспособное боевое искусство. Следовательно, его практика не может рассматриваться с одной целью – одержать победу над другим. С другой стороны, хотя айкидо включает в себя пользу для организма, последняя не может полностью объяснить приверженность ему практикующих на протяжении всей жизни. Существует разрыв между тем, что айкидо стремится продвигать, и тем, для чего на самом деле предназначено айкидо. Так как же определить долю надуманных фантазий о целях практики айкидо? Что на самом деле предлагает эта боевая дисциплина?

Это философское размышление предлагает анонимный человек.

Что привлекает практикующих в айкидо?

Почему стоит предпочесть одно боевое искусство другому? Если есть те, кто начинал с дзюдо или карате, прежде чем прийти к айкидо, разве большинство новых практикующих не делают свои первые шаги на том же татами? На вопрос «почему?» можно ответить, что выбор (даже при множественном выборе) неизбежен (1). Далее следует вопрос «как?». Как выбирать? В ходе разговора с человеком, который нам нравится и который, в конце концов, увлёк нас за собой? Из-за увлечения японской культурой и особенно мистикой? Это происходит из-за активного поиска средств защиты?

Защита. В свете войны на Украине, действительно ли современный айкидока (мы) думает, что у него есть средства защиты? Не является ли это в лучшем случае недостатком скромности, в худшем – вводящей в заблуждение рекламой, чтобы заставить неопрактиков поверить, что они потенциальные самураи? Какое искусство, или спорт в целом, сегодня всё ещё основывает своё общение на тех же рычагах, которые использовались в начале 20-го века? Может ли эта ложь, это предательство по отношению к новичкам быть одной из причин сокращения числа адептов айкидо?

Однако, разве не в этом очарование фантазии? Никогда не сбываться, храниться в тайне и оживлять нас (2). Итак, в этом и заключается айкидо. До, Путь.

Какова доля фантазий, передаваемых в практике айкидо?

А как насчет фантазий во всём этом? У них нет судьи! Их столько же, сколько и практиков. Однако в практике, направленной на управление конфликтами, некоторые из них менее продуктивны, чем другие. Следует ли помнить, что бой, который мы не проигрываем, это тот, который мы не начинаем? Однако фантазия о доминировании – осознанная или нет – наталкивается на эту идею. Люди доминируют, они доминируют надо всем, это в их природе. Вопрос в том, желательно ли усиливать это? Желательно ли, чтобы создавалось всё больше и больше видов самообороны, и должно ли айкидо идти по этому пути? Желательно ли, чтобы во Франции человек научился защищать себя голыми руками?

Доминирование означает социальные роли. Будем надеяться, что микросоциум на татами является отражением общества в целом. Что, кстати, отвечает на первоначальный вопрос. Кто эти люди, практикующие айкидо: те же самые, что и те, кто не практикует. Открытость практики для всех – это богатство, которое допускает множественность мнений. Когда мы говорим об этом, слово терпимость звучит совсем рядом. Но, подобно тени и свету, там, где есть терпимость и открытость, там есть и господство (3). Доминирование одной формы практики над другими в силу своей уникальности обедняет множественность возможностей.

Что заставляет айкидок продолжать своюа практику?

Если исходить из гипотезы, что практика – это процесс повторения одного и того же снова и снова, в котором она обогащается, затем обедняется, затем снова расцветает, то какие практикующие выдерживают волны такого рода? Тот, кто добился единения с группой в которой он практикует? Тот, кто чувствует, что он хорошо работает или постоянно прогрессирует? Заметим, что для этого необходимо задать себе вопрос о своей эволюции, ведь неосознание степени своего невежества значительно ослабляет эволюционный потенциал.

Вывод:

Но тогда зачем тренироваться? Если айкидоки не собираются стать самураями, если их «защита» бесполезна против атак современного мира, если они никогда не достигнут своих фантазий и если они рискуют не понять, когда, в периоды застоя, не видят своего прогресса, зачем им вообще начинать практику? Потому что ответ – это Путь! Путь – это единственный ответ. Цель практики – это практика. Хотя можно ссылаться на множество объективных причин: физическая форма, рефлексия, отношения, включая необходимость защиты… все эти пункты могут быть лишь краткосрочными аргументами, потому что они остаются достижимыми целями. И это как раз хорошо. В обществе, где всё ускоряется, хорошо иметь близкие и достижимые цели. Но как насчёт проявления приверженности? Как достичь долгосрочных и более значимых целей, если через несколько месяцев новичок может захотеть заняться другим боевым искусством или спортом? Следует ли нам рассматривать роль старейшин как роль проводника для новичков, чтобы, не пугая, помочь им открыть для себя разнообразие практики?

Открытие:

Находимся ли мы в плену своих первоначальных представлений – по сути, из-за отсутствия практического опыта – в плену наших фантазий об айкидо?

Действительно, уместно обсудить вопрос об ответственности старших за неофитов. Поскольку практика айкидо может длиться десятилетиями, уверены ли мы, что помним, кем мы были, будучи неофитами? Нужно ли передавать так называемые боевые образы, которые не имеют смысла? Должны ли мы льстить эго новичков демонстрациями, которые не отражают реальность практики? Должны ли мы позволить им видеть в айкидо утилитарную цель, занимаясь имитацией уличных боев? Это было бы очень далеко от тех достижимых целей практики, о которых мы говорили выше.

В конце концов, разве фантазии о практике айкидо не являются риском разочароваться или разочаровать людей?

Сноски:

  1. Экзистенциализм – это гуманизм, Ж. П. Сартр, 1945г.

  2. Концепция фантазии по мнению философа М. Кляйна (1882-1960).

  3. Теория Инь и Ян, восходящая к китайской философии.

 

Если вы хотите получать мой следующий контент по электронной почте, подпишитесь на мою рассылку!

Йеза Лукас, автор блога Aikido-millennials и профессиональный тренер,

Аikido-millennials

март 2023г.

https://aikido-millennials.com/aikido-derriere-un-art-martial-fantasme-un-objectif-souvent-oublie/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: