Дек 01 2023

Делать что-то правой и левой рукой одновременно, действительно, трудно

Category: Библиотека Евгений @ 08:49

У. Муромото

Делать что-то правой и левой рукой одновременно, действительно, трудно

Уэйн Муромото является издателем «Furyu: the Budo Journal» и «Furyu Online».

Он начал заниматься боевыми искусствами около двадцати пяти лет назад и провёл несколько лет, изучая Урасэнке чаною (чайную церемонию) и различные боевые искусства в Японии. Он является прямым учеником Оно Йотаро, директора Битчу-ден Такеучи-рю и имеет ранг йондана (шихандай или официального представителя-инструктора по старой системе), а также чу-мокуроку в этой школе. Он также является учеником Омори Масо в Мусо Дзикидэн Эйсин-рю иай-дзюцу.

У. Муромото имеет опыт в самых разнообразных боевых искусствах, включая дзюдо, айкидо, карате-до, тай-чи-цюань, дзё-до и кен-до, и имеет звание сандан от Федерации Дзен Нихон кендо в иайдо. В настоящее время он является активным лидером Гавайского клуба боевых искусств.

У. Муромото имеет степень магистра изящных искусств Гавайского университета и степень бакалавра японской литературы и языка. Он является преподавателем искусств и заведующим программой изобразительного искусства в Средне-Тихоокеанском институте.

******

«Вы должны осознавать всё своё тело, а не просто выделять одну его часть в движении для того, чтобы полностью использовать его возможный потенциал».

Двигайся вправо, думай влево

Рикю дока – это набор содержательных, простых (ну, по крайней мере, на японском языке; переводить их на какой-то английский, который имеет смысл, – это другая история) цитат, приписываемых Сен-Но Рикю, основателю стиля ваби (деревенский, медитативный) чаною («чайная церемония»). Некоторые из них при первом прочтении кажутся настолько самоочевидными, что вы можете просто представить себе хлопанье ладонью по лбу, когда какой-нибудь любитель чая восклицает: «Ну и ну!» Однако разберите эти высказывания на части, и они станут глубокими. Думайте о них больше, и они станут ещё глубже.

Одна из таких дока звучит так:

Миги но те о ацукау токи ва

Вага кокоро

Хидари но хоу ни

Ару – ширу беши.

В буквальном переводе на английский это звучит примерно так:

Когда вы пользуетесь правой рукой,

Вы должны осознавать свою левую руку.

Ну, конечно. У меня есть своё право, у меня есть своё левое. Что в этом такого особенного, верно?

Что ж, в любом искусстве телодвижения это на самом деле важное и часто забываемое напоминание. Это верно для любого боевого искусства, о котором вы только можете подумать. Например, одной из самых сложных проблем для многих моих учеников является правильное использование левой руки, когда они достают или возвращают меч в ножны. Это очень важно. Японский меч соответствующей длины относительно расстояния между руками фехтовальщика не может быть легко извлечён из ножен (сая) без манипуляций левой рукой с саей в то же время, когда меч вытягивается за рукоятку правой. С коротким мечом это можно сделать, но вам придётся совершать всевозможные неловкие движения плечами, руками и бёдрами, если вы используете только правую руку. И именно так поступают многие мои ученики, потому что делать что-то правой и левой рукой одновременно, действительно, трудно. Это как игра на гитаре или пианино. Обе руки работают слаженно, но в то же время делают немного разные вещи.

При этом, как я говорю своим ученикам, скоординированное использование левой и правой руки позволяет вам изящно освободить меч и подготовить одноручный режущий удар, который является сердцем иай. И делает это наиболее эффективно, потому что, используя левую руку для отведения сая назад, в то время как меч режет правой, вы используете бёдра и большие мышечные массы спины для резания. Полагаясь только на правую, вы используете только локти и плечи, напрягая их, чтобы прорубить что-либо.

Думаю, то же самое можно сказать и о карате-цуки. Формальный способ выполнения прямого удара в ката состоит в том, чтобы вытянуть противоположную руку, «переместив» её в сторону корпуса, противоположную бьющей руке, в то время как бёдра вращаются. Если удары левой и правой выполнены правильно, вы можете почувствовать, что в ударе задействовано всё тело, а не только плечо и рука. При использовании левой руки во время нанесения ударов правой бедру разрешается вращаться, в игру вступают мышцы спины, и вы используете бёдра для центрирования своего тела. Другими словами, вы используете всё своё тело, а не только руку и одно плечо, для передачи силы удара.

Таким образом, движение вправо, но мышление влево означает, что вы должны осознавать всё своё тело, а не просто выделять одну его часть в движении для того, чтобы полностью использовать эффект своего тела.

Это называется, как говаривал мой учитель тайцзи-цюань, «скоординированным усилием» или «скоординированным движением». Другие люди могут назвать это связанным движением. В то время как одна часть тела что-то делает, другая часть делает что-то, чтобы настроить что-то ещё, но отражает основное усилие. Например, в движении тайцзи-цюань открытая ладонь толкает и наносит удар воображаемому нападающему. Однако в то же время другая рука опускается, отводится назад и в сторону, как бы отражая входящий удар, в то же время нога, противоположная удару, топает вниз и назад. Вся последовательность движений придает мощь удару ладонью, потому что в отклоняющий удар вкладывается усилие всего тела, мышц, равновесия и инерции, а не только одной руки.

Вы также можете использовать концепцию слева направо и сверху вниз. Когда вы делаете что-то руками, осознавайте свои ступни, голени, бедра. Нижняя часть вашего тела – это не просто средство приблизить вас к противнику или отдалить от него. Когда вы наносите удар рукой, вам необходимо обеспечить надлежащий крутящий момент в бедре, баланс и устойчивость.

Двигайся вправо, но думай о своей левой. Если обе стороны задействованы должным образом, вы работаете всем своим телом. Кроме того, вы настраиваете следующее движение. Просто, но, как я продолжаю говорить своим студентам и самому себе, трудно выполнимо.

The Classic Budoka

январь 2013г.

https://classicbudoka.wordpress.com/2013/01/02/81-move-right-think-left/

******

Comments (0)

Оставьте мнение: